Аналоговая фотография – это классика. Сегодня всё больше фотолюбителей возвращаются от цифровых снимков к плёночным. И неспроста: последние позволяют создавать по-настоящему художественные, реалистичные и «живые» кадры. Но для получения качественной картинки важно знать, как выбрать плёнку для фотоаппарата. Если она не подходит для используемого освещения, типа и характера съёмки, то изображение будет сильно искажено.
Первостепенные критерии выбора
Изначально необходимо понимать, какую сессию вы хотите провести: чёрно-белую или цветную, с получением распечатанных образов или широкоформатных, отображаемых на слайдах. Это напрямую зависит от выбранной плёнки.
Виды
Выделяют три основных типа плёнки: цветную негативную, цветную диапозитивную и чёрно-белую.
Первый – самый распространённый. На неё были сняты все ваши детсадовские утренники, и по сей день именно она в большом изобилии представлена на прилавках магазинов. Дело в том, что такая плёнка рассчитана на любительскую съёмку.
Её состав создавался таким образом, чтобы хорошие фотографии могли получиться даже у новичков, а показатели контрастности и передачи цветов при долгом хранении не столько ухудшались, сколько выравнивались от красного к жёлто-зелёному спектру.
Проявляется цветной негатив по технологии «С-41» в специальной лаборатории. Этот метод содержит этап печати, в котором можно немного подкорректировать цвет и плотность изображения.
Цветные диапозитивы используются для получения слайдов. Такие изображения создаются труднее всего. Чтобы сделать хороший снимок, требуется не только знание всех законов фотографии и серьёзный опыт, но и настоящий талант.
Но это сполна окупается их качеством: практически полностью отсутствует «зерно», прекрасная цветопередача и детализация (порой даже лучше, чем в цифровых). Обработка совершается в соответствии с методом «Е-6», требующим профессиональных умений и дорогостоящего оборудования.
Последний из рассматриваемых видов можно отдельно классифицировать. Чёрно-белые фотографии в зависимости от их чувствительности к определённым цветам делятся на:
- панхроматические (классические, близки к спектровосприятию глаза человека);
- ортохроматические (наиболее чувствительны к синим и зелёным цветам, наименее – к жёлтым);
- изохроматические (больше — фиолетовые и синие, меньше — красные).
Проявлять такие фотографии можно в домашних условиях (технология «Д-76») или в лабораториях («С-41»).
Формат
Этот показатель определяется вашим фотоаппаратом, поэтому необходимо изучить его технический паспорт или инструкцию и найти, насколько широкую плёнку можно использовать.
На сегодняшний день стандартными считаются:
- Тип 135 – «узкий формат». Размер кадра — 24х36 мм (наиболее часто используемый). Обычно кассеты рассчитаны на 36 фотографий, но могут встречаться и большие.
- Тип 120 – «средний» (рольфильм). Это может быть кассета на 16 снимков (размер — 42,5 x 56 мм), на 12 (56 x 56 мм) или на 10 (56 x 70 мм).
- «Широкий формат» (кадры размером 9 x 12 см или 13 x 18 см).
Когда есть большой ассортимент
После того как определились с основополагающими критериями, стоит позаботиться о дополнительных, но не менее важных.
Фотографическая широта
Чем выше этот показатель, тем точнее будет контраст изображения, то есть разница полутонов ярких и тёмных объектов.
На упаковке фотоплёнки часто можно найти индекс, обозначающий степень контрастности и цветовой насыщенности. Высокая степень обозначается VC или «С», а нейтральный вариант – NC или S.
Светочувствительность
Малочувствительные плёнки обеспечивают лучшее качество (меньшую зернистость) и большую яркость, но не позволяют сделать хорошее изображение при небольшом количестве дневного света (в помещении) или во время движения. Они отлично подходят для съёмки на природе в солнечный день, но требуют особенного внимания к выдержке (важно делать её наибольшей).
Высокая чувствительность способствует уменьшению значений выдержки. В результате этого возможна сессия в студии, в динамике, при плохом освещении. При этом чем выше этот показатель, тем большая зернистость будет наблюдаться, а цвета становиться мягче.
Самыми общими значениями ISO считаются 200 (оптимально и для естественного, и для искусственного освещения) и 400 («золотая середина» для показателей качества, чувствительности и разрешения).
Цветопередача
Каждая плёнка при проявлении выдаёт совершенно разные оттенки. Об этом необходимо помнить и не бояться экспериментировать.
Также важно понимать, что диапозитив, в отличие от негатива, менее непредсказуем в этом вопросе, так как при проявлении здесь сразу получается конечное цветовое решение.