Женщины не раз доказывали миру: дама в юбке вовсе не хрупкий цветок. Они работают кузнецами, водолазами в поисково-спасательных группах, телохранителями, участвуют в экстремальных видах спорта и во всех сферах достигают успеха. Но есть одна ниша, вершины которой никак не достичь смелой даме уже больше полувека… Это «Формула-1» (сокращённо F1). Почему? Что такого в этом виде спорта? И кто из женщин делал попытки выйти в финал гонок? Попробуем разобраться.
В настоящее время действующих женщин-пилотов в Формуле-1 нет. Есть тест-пилоты, запасные пилоты, третьи и четвёртые пилоты, женщины, возглавляющие команды F1, механики…
Героини машинного спорта Формулы-1
Дань уважения от всей женской половины следует отдать смелой итальянке из зажиточной семьи Марии-Терезе де Филлипс и её гоночному автомобилю Fiat 500. Был 1948 год, когда девушка решила поучаствовать в гонке Амальфатинского побережья и доказать своим братьям, что умеет водить. Начало было положено, а целеустремлённость вознаграждена. К 32 годам она добралась до участия в Формуле-1. Мария-Тереза заняла 22 место на Maserati 250F среди конкурентов-мужчин. Позже она 5 раз пыталась пройти квалификацию, но судьба дала шанс поучаствовать лишь 2 раза без победных мест.
Несколько позднее, в 1975 году, на Гран-при Испании выступала Мария Грация Ломбарди (под псевдонимом Лелла) и даже заработала баллы. Гонку пришлось остановить, поскольку одна из машин участника вылетела с трассы прямо на зрителей. В тот день погибли 5 человек. На момент остановки Мария занимала шестое место и заработала 0,5 балла. Интерес к Формуле-1 она проявляла с 1974 по 1976 год, затем переключилась на NASCAR, проходивший в Соединённых Штатах Америки.
Олимпийские игры по слалому, скоростному спуску, спид-скиингу − это всё про Дивину Галику. Англичанка пришла в автоспорт из лыжных гонок. В 1976 году села за руль Surtess Cosworth как гость-знаменитость. Для Дивины квалификация оказалась провальной. Та же ситуация повторилась и в 1978году. Дивина бросила затею покорить F1 и переключилась на другие гоночные классы (в том числе на грузовиках).
Дезире Рэндалл Уилсон из ЮАР выступала в мировых гонках Формулы-1 в 1980 году, но не сумела пройти квалификацию. Правда, в том же 1980 году удача улыбнулась Дезире выигрышем в британском чемпионате Формулы-1 «Аврора». Теперь основная трибуна автодрома носит её имя.
Последней участницей Формулы-1 стала итальянка Джованна Амати в 1992 году. Её выступление можно назвать как рекламным, поскольку команда «Брэкхем» спасала своё финансовое положение. Женщина-пилот могла поправить ситуацию. Квалификация Джованны оказалась неудачной, однако она пыталась участвовать в F1 ещё 2 раза. Позже Амати призналась, что Формула-1 встретила её неприязненно из-за принадлежности к женскому полу.
В чём причина провалов женщин-пилотов в Формуле-1
Точно сказать о причинах неудач у женщин не берётся никто. Однако есть гипотезы. Первая из них банальная, и серьёзных доказательств нет. Заключается догадка в том, что девушки из-за своей физиологии не могут справляться с большими нагрузками «колесо в колесо» на скорости в 200 км/час. Однако, чтобы провести исследование, требуется хоть какая-то выборка. Но е просто нет, пёоскольку история F1 не блещет победами женщин.
В Формуле-1, в отличие от других автогонок, тяжелейшие испытания: лобовые и боковые перегрузки, тяжёлое торможение. Даже космонавты могут с этим не справиться.
Другая гипотеза, которая имеет право на жизнь: чтобы добиться выдающихся результатов на железном коне в Формуле-1, стоит отдавать своё розовое чадо на картодром в 5–6 лет. Есть ли такие решительные и смелые родители? Перегрузки, строгие диеты всю жизнь, далеко не женские формы из-за упорных тренировок, большая вероятность поплатиться жизнью или остаться инвалидом чуть ли не на каждой тренировке... Разве этого хотят родители для своей дочери?
За 69 лет существования вершины автоспорта − Формулы-1 − участие в гонках приняли лишь пять женщин. В копилке на всех пятерых лишь 0,5 балла. Никто не рискнёт сказать точно, почему так происходит. Возможно, всё ещё впереди, ведь женщины — невероятно упорные создания.