Редко употребляемое в ежедневной суете, но очень важное технологическое понятие – реверс двигателя. Оно означает противоположность, движение в обратную сторону. Обывателю это понятие знакомо по бобинным и кассетным магнитофонам, в которых плёнка перематывалась как по ходу воспроизведения, так и обратном направлении.
Реверс в электродвигателе
Потребность в реверсивных моторах с функцией обратного вращения трудно переоценить. Они применяются в приводах задвижек, лебёдках, подъёмных устройствах и механизмах (лифтах, кранах и т. п.).
Существуют сферы, в которых электродвигатели могут использоваться с вращением преимущественно в одну сторону: привод электротранспорта (трамвай, троллейбус), конвейеры, насосы. При таком применении реверсное подключение используется редко: для движения задом или в аварийном режиме.
ВНИМАНИЕ! Производители современных электромобилей используют функцию реверса электромотора при торможении машины. Это позволяет подзаряжать аккумуляторную батарею на ходу.
Методика подключения функции обратного вращения для электродвигателей очень проста. Для изменения направления вращения вала достаточно поменять местами фазы. При этом нужно позаботиться о наличии защиты от возможного короткого замыкания при подключении силового агрегата к сети. А также быть внимательным при использовании трёхфазного напряжения.
В авиации
Устройство реактивного двигателя внутреннего сгорания, который установлен на самолёте, таково, что воздушный поток, выходящий из сопла мотора, служит движущей силой при движении стальной птицы по воздушному пространству.
Только лишь при посадке, в случае использования интенсивного торможения авиасудна, применяются реверсивные возможности силового агрегата. При маневрировании самолётов на местах стоянки и подходе к месту взлёта пилотам также приходится использовать реверс двигателя.
Управление такой функцией на реактивном двигателе значительно сложнее по сравнению с электрическим агрегатом. Наличие реверса обусловлено конструктивными особенностями мотора, его способностью создавать обратную струю реактивного потока.
На самолётах с воздушными винтами обратную тягу создают методом изменения угла поворота лопастей. Двигатель продолжает вращение в одну сторону, а воздушный поток после включения реверса тянет авиасудно в противоположном направлении.
В корабельных двигателях внутреннего сгорания
Технические возможности двигателей, установленных на плавающих судах, позволяют коленвалу вращаться как в одном, так и в другом направлении. Особенность конструкции присуща только тем моторам, которые могут изменять параметры таких обслуживающих систем, как: топливная, газоотводящая, газораспределительный механизм. Эти двигатели называют реверсивными. Самые первые плавающие средства оснащались только такими силовыми установками.
СПРАВКА! Суда на паровых двигателях оборудовались обратной подачей пара, благодаря которой гребные колёса вращались в противоположную сторону, а судно перемещалось назад.
Технический прогресс не стоит на месте, и сегодня движение судна по воде кормой вперёд может осуществляться за счёт:
- механической передачи крутящего момента винту обратного направления посредством редуктора или обратной муфты;
- особенностью конструкции винта;
- с помощью реверсивного двигателя.
Винты сложной конфигурации не нашли широкого применения при строительстве судов, а вот остальные два метода используют в приводе кораблей и лодок повсюду.
В автомобилях
Учитывая малую потребность передвижения автотранспорта задним ходом, машины оборудуют обратной передачей, которая позволяет транспорту медленно перемещаться при выполнении требуемого манёвра (парковки, въезда на эстакаду и т. п.). Задняя передача является неотъемлемой составляющей коробки передач транспортного средства и не выделяется как обособленный вид вращения.
Существует особый вид автотракторной и погрузочной техники, для которой движение вперёд и назад несёт одинаковую функциональную нагрузку. Этот транспорт оборудуют реверсивным двигателем или муфтой, позволяющей использовать все передачи как в одном, так и в другом направлении.
Учитывая высокую стоимость мотора с реверсом, обычно применяют редуктор обратного вращения, который устанавливают перед раздаточной коробкой или коробкой переключения передач.
Использование реверса нашло широкое применение и в газотранспортной системе. По трубам магистрали газ могут направлять как в одну сторону, так и в другую. При прямом назначении поставки трубопровод считают рабочим, а при поставке в противоположном направлении – реверсивным.
Поржал, в Двигателях внутреннего сгорания нет понятия реверса, так же ннт понятия реверса, как это описано в статье и у электрлдвигателей.
На кораблях стоят двухтактные дизеля с реверсом, когда нужен задний ход, двигатель останавливается и запускается в обратную сторону, так что зря ржал.