Ещё лет 10–15 назад бушевала война против телевизоров. Мол и экраны на глаза влияют, и протирание штанов на диване не способствует красивой осанке, да и фильмы там показывают нехорошие. Сейчас эта тема увяла. Поколение «телевизионных зомби» выросло, возрадовалось высокоскоростному интернету по доступной цене, обзавелось современными и безопасными для глаз мониторами, дополнило свой арсенал смартфонами и планшетами с высоким разрешением, заткнуло уши беспроводными наушниками и подметило, что все эти «игрушки» сильно интересуют малышей.
И ведь верно подметило: едва выбравшиеся с пелёнок малютки за пиликающим смартфоном тянутся охотнее, чем к скучной пластиковой погремушке. А уж если спросить современного дошкольника о том, что он заказал у Дедушки Мороза, тот, вероятнее всего, ответит — «шмалтфон» или «пьянсет». Результат закономерен: заботливые родители стараются исполнить мечту малыша, дабы он был «не хуже других». Намерение похвальное, но является оно искренним?
Не в том ли истинный мотив, чтобы…
Преимущества современных гаджетов неоспоримы — будь то посредственный смартфон, скромный ноутбук или старенький ПК, они способны заменить собой:
- арсенал игрушек;
- многочисленные томики развивающей литературы;
- профессиональную няню.
Прекрасно, не правда ли? Ведь те же книжки и пушистые медведи нынче стоят столько, что и говорить-то страшно. Но и на этом не всё, поскольку юному интеллектуалу довольно трудно надолго сосредоточиться даже на игре с пластиковой копией любимого героя, и он будет требовать внимания к себе. А откуда у занятых бытом родителей время на развлечения ребёнка? Им же и на работу сбегать нужно (чтобы игрушки купить), и отдохнуть после трудодня, дабы набраться сил для выполнения домашних дел…
Ещё совсем недавно оптимальным выходом из ситуации считалась няня. Она не являлась полноценной заменой родительской опеки, но достойно справлялась с организацией детского досуга в том случае, когда мама и папа не имели на это времени. А в тех семьях, где финансовое благополучие не позволяло нанять профессиональную няню, практиковалась бабушкина опека. Сейчас же и это многим попросту недоступно. Хотя бы потому что:
- пенсионный возраст повысился;
- стаж влияет на размер пенсионных выплат;
- бабушки с дедушками заинтересованы в работе, чтобы иметь возможность помочь своим детям.
Да, время такое настало. Печально, тоскливо, но в эру цифровых технологий не критично — развивающие игры, яркие мультипликационные персонажи и даже полезные обучающие ролики перебрались в электронный мир, доступ к которому открыт любому маленькому пользователю гаджета.
Эффект от этого мультимедиа богатства превзошёл все ожидания учёных — дети стали развиваться намного быстрее, буквально каждой клеточкой впитывая ценную информацию. Родителям же подобное приобщение своих чад к цифровым технологиям тоже выгодно — малютка больше не дёргает за подол с назойливым «ма», а вместо этого полезным делом занимается, учится «общаться и взаимодействовать с окружающей средой». И всё бы прекрасно, но обрадованные появившимися свободными минутами (тоже плюс, кстати) папа с мамой упускаю всего один момент: кто вырастет из их смарт-гения?
Много слов о перспективе
Если ссылаться на исследования психологов с терапевтами, то анекдот о трудном детстве и прибитых к полу деревянных игрушках уже давно перебрался из категории «горькая шутка» в разряд хороших пожеланий. Странно? А подумайте сами:
- Когда не было чем играть, ребёнок просто брал палку, воображал коня и мчался по пыльному двору, гоняя супостата. С гаджетами всё иначе: фантазировать не нужно, шевелиться лишний раз не интересно, а злобного противника можно прихлопнуть простым движением пальца по сенсору. Результат: образное мышление и тело не развиваются должным образом, здоровье слабеет, а что касается логики, то она есть, но строго привязанная к миру игр.
- Когда было скучно, малыш самостоятельно искал чем заняться, стремился к времяпровождению со сверстниками либо «допекал» родителей, требуя внимания. Сейчас всё намного проще: вот игры, вот мультики, а вот социальные сети и чаты, где уже начиная лет с 6–8 некоторые таланты учатся самоутверждаться, тролля менее успешных сверстников. Итог: отсутствие навыков общения, зависимость от цифрового мира (которую уже начали называть новым видом наркомании), дефицит адекватных образов, необходимых для формирования представления о взаимоотношениях в обществе.
- Раньше дети росли на сказках, прочитанных родителями, познавали мир через многочисленные «почему», задаваемые окружающим, и потихоньку перенимали пристрастия папы с мамой (в том числе и к труду). Сейчас же их мир ограничивается мультяшными персонажами (большинство из которых уже одним своим видом травмируют неокрепшую психику бабушек), марвеловскими героями и прямоугольной табличкой поисковой строки. Следствие: шестилетний малыш уже не верит в легенды об аисте и капусте, мечтает стать блогером, и уверен, что для достижения успеха в жизни вовсе не обязательно учиться и работать — были бы лайки в ютубе, а нужный диплом известный ведущий канала и так купить сможет.
- Ну и на закуску: когда набегавшееся за день чадо вечером доползало до кроватки, родители выключали свет и приходил Морфей с яркими сновидениями. Сейчас же малыш может прилежно пожелать спокойной ночи любимым папочке с мамочкой, аккуратно прикрыть дверь в комнату, надеть наушники и погрузиться в мир развлечений, с лёгкостью обходя возрастные ограничения. Последствия плачевны: зашоренное мировоззрение, сцены насилия и ложное чувство вседозволенности — ингредиенты взрывоопасного коктейля с ощутимыми нотками агрессии, лёгким привкусом эгоистичности и тонким ароматом искажённого мироощущения.
Границы смыты. Не верите? Отберите у малыша гаджет и посмотрите на его реакцию. Правда, она совсем непохожа на адекватное поведение будущего дипломата или спокойные рассуждения, которыми выдаёт себя почти юрист?
А что происходит со зрением ребёнка, постоянно глядящего на цифровой экран? Мы растим физически слабое и уязвимое поколение.
Как не лишить ребёнка детства
Вышеизложенные аргументы не следует воспринимать, как попытку склонить кого-то к полному отказу от цифровых «нянек». Они по-своему полезны и способны заменить собой целый ряд морально устаревших ценностей, попутно сэкономив семейный бюджет (на этот раз без иронии). Просто гаджеты следует сравнить с таблетками: они помогают в учёбе, позволяют в несколько кликов отыскать полезную информацию, способны разнообразить досуг малыша, но при передозировке «радуют» противоположным эффектом, вредя психическому и физическому здоровью ребёнка.
Именно поэтому следует учитывать, что безопасной и заботливой «электронная няня» становится, только если:
- дитя проводит перед монитором или дисплеем не более 1-1,5 часов в сутки;
- взрослые используют опции «родительский контроль» (такая есть у провайдеров, в маршрутизаторах, браузерах и в настройках большинства современных смартфонов);
- родители интересуются досугом своих чад, стараясь даже по просторам интернета бродить вместе.
Соблюдение этой тройки простых рекомендаций позволяет вырастить гуманную Личность, умеющую общаться со сверстниками, строить взаимоотношения, интересующуюся окружающим миром и даже понимающую, что блогер — тоже профессия, требующая множества специфических навыков и определённого стартового капитала.