Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

Медиа

Живые выступление всегда были важной частью карьеры артистов. Даже сейчас, в эпоху интернета и свободного распространения информации, концерты собирают сотни тысяч зрителей. Но не всем фанатам везёт увидеть кумира вживую. Для пропустивших такое знаменательное событие и создаются записи. Хотя видео с выступлений полезны и для промо-дисков, продвижения, рекламы. В общем – нужная это штука. Однако как именно происходит съёмка концерта? Это ведь не фильм и не клип. Я уже успел удовлетворить своё любопытство, а теперь хочу поделиться найденной информацией.

Всё начинается с плана

Впрочем, я уже немного лукавлю. Хоть запись живого перформанса и отличается от фильма или музыкального видео – основа у них одна. Речь, конечно же, о работе режиссёров, постановщиков и других «мозгов» съёмочной команды. Сперва мероприятие обсуждается с ними. На деле обсуждение и составление договора не менее комплексное и сложное занятие, чем сама съёмка. Нужно определить стиль, формат, хронометраж, используемые эффекты, а иногда даже сюжет. Важно учесть и условия площадки для выступления. В небольшой клуб никак не запихнёшь семь рельсовых камер и подвесной кран.

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

В идеале должен быть выстроен чёткий сценарий и отработаны возможные неполадки. Как-никак, дубль здесь только один. Хотя редкие выступления обходятся без неожиданностей. На этом же этапе определяется расстановка камер, детали финального видеомонтажа. Выясняются и наиболее эффектные моменты или удачные ракурсы. Например, когда барабанщик крутит палочки, гитарист играет соло или вокалист берёт высокую ноту. Кроме того, некоторые звёзды имеют свои табу или пожелания. Кому-то может не нравиться, что его снимают снизу, а другие хотят съёмку в профиль.

Различия подходов

Сам процесс записи может сильно разниться от случая к случаю. Некоторые артисты желают получить на выходе полноценный фильм. Например, как группа Би-2. По словам работавшего с ними режиссёра, кадров со сцены в их ролике меньше пятидесяти процентов. Это уже настоящая документалка с художественной съёмкой. Красивые пролёты камеры, плавные переходы, видеоряд с историей, закадровая озвучка – исполнители нередко заказывают именно такой формат. Они пытаются передать эмоции, царившие на концерте. Рассказать, как всё происходило и что осталось за кулисами.

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

С телевизионным же эфиром всё совсем иначе. В нём куда меньше авторской задумки и больше практичности. Зачастую по залу просто разбрасывают дюжину камер и снимают событие с разных ракурсов, затем показывая его целиком. Отточенный шаблон с максимальной информативностью. Увы, здесь цель не всегда заключается в передаче ощущения присутствия зрителю у голубого экрана. Однако важно упомянуть, что вне зависимости от формата всё действо в реальном времени контролируют люди из «верхушки» команды.

Работа только начинается

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

Но вот техника отработала своё – материал отснят и покоится на жёстком диске. Естественно, по магическому щелчку он не превратится в готовое видео, поэтому его передают монтажёру. А иногда и целой команде оных. Они совмещают видео из разных камер, накладывают эффекты, вырезают ненужное и вставляют необходимое. Постпроизводство порой занимает больше времени, чем сама съёмка. Даже простенькие форматы, вроде телевизионного, требуют руки редактора. На прямых эфирах же всё делается налёту в «командном центре».

Подводные и не очень камни

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

В целом, упуская некоторые детали, именно так и происходит съёмка концертов. Однако я хочу осветить ещё пару интересных, на мой взгляд, моментов. Например, почему всегда так много камер? Одним оператором обычно обходятся только не шибко известные артисты. Здесь вся суть в размерах сцены. На огромной площадке под несколько сотен тысяч зрителей одним объективом все ракурсы никак не словить. Да и целостность легче выстроить, когда есть несколько недвижимых позиций камеры. Кстати, об операторах. Если задействованы именно они, маршрут их путешествия по залу выстраивается заранее, чтобы не мешать зрителям. А ещё съёмочная команда зачастую одевается во всё чёрное. Так её членов будет трудно выцепить взглядом из общего вида.

Оцените статью
Ридер
Добавить комментарий