Ридер
Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

Живые выступление всегда были важной частью карьеры артистов. Даже сейчас, в эпоху интернета и свободного распространения информации, концерты собирают сотни тысяч зрителей. Но не всем фанатам везёт увидеть кумира вживую. Для пропустивших такое знаменательное событие и создаются записи. Хотя видео с выступлений полезны и для промо-дисков, продвижения, рекламы. В общем – нужная это штука. Однако как именно происходит съёмка концерта? Это ведь не фильм и не клип. Я уже успел удовлетворить своё любопытство, а теперь хочу поделиться найденной информацией.

Всё начинается с плана

Впрочем, я уже немного лукавлю. Хоть запись живого перформанса и отличается от фильма или музыкального видео – основа у них одна. Речь, конечно же, о работе режиссёров, постановщиков и других «мозгов» съёмочной команды. Сперва мероприятие обсуждается с ними. На деле обсуждение и составление договора не менее комплексное и сложное занятие, чем сама съёмка. Нужно определить стиль, формат, хронометраж, используемые эффекты, а иногда даже сюжет. Важно учесть и условия площадки для выступления. В небольшой клуб никак не запихнёшь семь рельсовых камер и подвесной кран.

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

В идеале должен быть выстроен чёткий сценарий и отработаны возможные неполадки. Как-никак, дубль здесь только один. Хотя редкие выступления обходятся без неожиданностей. На этом же этапе определяется расстановка камер, детали финального видеомонтажа. Выясняются и наиболее эффектные моменты или удачные ракурсы. Например, когда барабанщик крутит палочки, гитарист играет соло или вокалист берёт высокую ноту. Кроме того, некоторые звёзды имеют свои табу или пожелания. Кому-то может не нравиться, что его снимают снизу, а другие хотят съёмку в профиль.

Различия подходов

Сам процесс записи может сильно разниться от случая к случаю. Некоторые артисты желают получить на выходе полноценный фильм. Например, как группа Би-2. По словам работавшего с ними режиссёра, кадров со сцены в их ролике меньше пятидесяти процентов. Это уже настоящая документалка с художественной съёмкой. Красивые пролёты камеры, плавные переходы, видеоряд с историей, закадровая озвучка – исполнители нередко заказывают именно такой формат. Они пытаются передать эмоции, царившие на концерте. Рассказать, как всё происходило и что осталось за кулисами.

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

С телевизионным же эфиром всё совсем иначе. В нём куда меньше авторской задумки и больше практичности. Зачастую по залу просто разбрасывают дюжину камер и снимают событие с разных ракурсов, затем показывая его целиком. Отточенный шаблон с максимальной информативностью. Увы, здесь цель не всегда заключается в передаче ощущения присутствия зрителю у голубого экрана. Однако важно упомянуть, что вне зависимости от формата всё действо в реальном времени контролируют люди из «верхушки» команды.

Работа только начинается

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

Но вот техника отработала своё – материал отснят и покоится на жёстком диске. Естественно, по магическому щелчку он не превратится в готовое видео, поэтому его передают монтажёру. А иногда и целой команде оных. Они совмещают видео из разных камер, накладывают эффекты, вырезают ненужное и вставляют необходимое. Постпроизводство порой занимает больше времени, чем сама съёмка. Даже простенькие форматы, вроде телевизионного, требуют руки редактора. На прямых эфирах же всё делается налёту в «командном центре».

Подводные и не очень камни

Под надзором объективов: как происходит съёмка концерта

В целом, упуская некоторые детали, именно так и происходит съёмка концертов. Однако я хочу осветить ещё пару интересных, на мой взгляд, моментов. Например, почему всегда так много камер? Одним оператором обычно обходятся только не шибко известные артисты. Здесь вся суть в размерах сцены. На огромной площадке под несколько сотен тысяч зрителей одним объективом все ракурсы никак не словить. Да и целостность легче выстроить, когда есть несколько недвижимых позиций камеры. Кстати, об операторах. Если задействованы именно они, маршрут их путешествия по залу выстраивается заранее, чтобы не мешать зрителям. А ещё съёмочная команда зачастую одевается во всё чёрное. Так её членов будет трудно выцепить взглядом из общего вида.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментариев нет

Команда авторов

Валерия Гришина
Валерия Гришина
Копирайтер и контент-менеджер
Олег Датский
Олег Датский
Редактор
Юлия Зайцева
Юлия Зайцева
Автор