Расположение остановок иногда озадачивает пассажиров. На центральных улицах павильоны находятся почти у каждого светофора. На периферии кажется, что их неоправданно мало, а место, где можно сесть в автобус, отмечено лишь знаком. Оформление остановок общественного транспорта и расстояние между ними в городе регулируется стандартами СНиП и ГОСТ. В схеме транспортной развязки учитывается удобство пассажиров и движения транспорта, а также особенности дорог.
Категории автомобильных дорог и зачем они нужны
Первый фактор, влияющий на промежутки между остановками — плотность транспортного потока. В зависимости от того, насколько загружены дороги, различают несколько их категорий:
Категория дороги | Количество полос прямого и встречного движения | Ширина полосы в метрах | Наличие разделительной полосы в центре | Количество проезжающих автомобилей в сутки |
I | 4 и больше | 3,75 | Есть | 14 тысяч и более |
II | 2-4 | 3,5-3,75 | Не обязательна | 6 тысяч и более |
III | 2 | 3,5 | Нет | 2-6 тысяч |
IV | 2 | 3 | Нет | От 200 до 2 тысяч |
V | 1 | Больше 4,5 | Нет | Не более 200 |
Категории загруженности дорог установлены нормативом ГОСТ номер Р 52398-2005. К первым трем категориям относятся трассы, по которым ездят междугородние автобусы. Остановки здесь расположены на большом расстоянии, в населенных пунктах, объединенных маршрутом. Конечные станции закреплены за крупными городами.
К категории IV и V относятся дороги, по которым ходит городской общественный транспорт — троллейбусы, автобусы, трамваи. Маршруты бывают кольцевые и петляющие. Каждому направлению соответствует номер. Через одну остановку могут проходить несколько номеров маршрутов разного вида транспорта. На станциях пересадки они должны двигаться с интервалом в 3 минуты, независимо от количества ожидающих пассажиров.
Таблица с дистанциями
Расстояние между остановками тоже установлено нормативом, одинаковое для всех городов России и видов общественного транспорта. В странах Запада нет единого правила. Администрация каждого города сама определяет допустимые дистанции. В странах СНГ руководствуются советскими стандартами.
Норма для расстояния между автобусными остановками в России устанавливается в соответствии с категорией дороги:
Дорожная категория | Дистанция минимальная в метрах | Дистанция максимальная в метрах |
I-III | 3000
1500 при большой плотности населения |
5000 |
IV-V | Произвольное | 600 |
Остановки на междугородних маршрутах располагают друг напротив друга через переход, а в городе только со смещением и на расстоянии минимум 30 метров. При таком расположении подъезжающие автобусы не мешают обзору водителей и пешеходов. Также нормативно установлены дистанции относительно других объектов:
Вид объекта | Расстояние от остановки максимальное в метрах |
Въезд в микрорайон или квартал | 20 |
Пешеходный переход | 500 |
Общественное место (торговый центр, музей, театр) | 250 |
Школа, вуз, учебные учреждения | 500 |
Медицинские учреждения | 150 |
Въезд в гаражный кооператив | 30 |
Пропускные пункты промышленных объектов | 600 метров для мегаполисов
800 метров для малых и средних городов |
Вход в зоны отдыха (парки, пляжи, спорткомплексы) | 800 |
Интервалы между остановками регламентируют три документа: СНиП 2.07.01-89, ОСТ 218.1.002-2003, СП 42.13330.2016. Норма для остановочных пунктов всех видов общественного транспорта — 400-600 метров.
Остановки для экспресс-маршрутов являются исключениями из правил. Между ними допускается интервал 0,8-1,2 километра.
Какие еще требования есть к остановкам
При разработке плана расположения остановок необходимо оптимально сочетать удобство для пассажиров и безопасность движения транспорта. Часто эти факторы противоречат друг другу на перекрестках магистралей. В месте пересечения нескольких маршрутов интенсивно движется транспорт, и люди пересаживаются с одного автобуса на другой.
При определении места для остановки важно учитывать следующие условия:
- объем потока пешеходов;
- сокращение пешего пути к главным общественным и муниципальным объектам;
- уменьшение времени поездки с пересадкой;
- безопасность передвижения;
- минимизацию помех для основных потоков транспорта.
Для оптимального расположения остановок сначала изучают, возле каких городских объектов скапливается больше людей и интенсивнее движется транспорт. Также учитывается совместимость рельсового и колесного городского транспорта. Например, трамвайная остановка должна располагаться на расстоянии 30 метров от автобусной. По возможности проезжую часть расширяют и совмещают обе остановки с пешеходным переходом.
Местоположение пешеходных переходов
Расстояние между переходом и остановкой зависит от категории дороги и устанавливается с учетом безопасности пешеходов. Правила для категории I:
- интервал между остановкой и переходом — 500 метров;
- расстояние от остановки до перехода в частном секторе мегаполиса — 600 метров;
- в частном секторе мелких и средних городов — 0,8 километра;
- в городах и населенных пунктах в областях со сложными погодными условиями — 400 метров.
На многополосных магистралях располагают поземные переходы. На участке между ними до остановки полагается ставить заграждение длиной не менее 100 метров, защищающее пешеходов от движения на проезжей части.
Если на магистрали устроен и наземный, и подземный переход, остановку полагается разместить как можно ближе к ним. Ширина тротуара должна быть не менее 150 метров. Чтобы пешеходы не выходили на проезжую часть, путь к остановке отделяют забором.
На городских дорогах категорий II-V с количеством полос меньше четырех пешеходные переходы обозначают разметкой «зебра». Движение по ним регулируется светофорами. Расстояние от остановки до «зебры» тоже отделяется от проезжей части заграждением, но и его отсутствие не нарушает нормативных правил.
Обязательны ли павильоны
Категория дороги влияет и на наличие крытого сооружения в точках посадки и высадки пассажиров. На междугородних трассах категории I и II павильоны обязательно устанавливают так, чтобы водители видели их издалека при скоростном движении.
На двухполосных дорогах категории III укрытия ставят в местах ожидания и посадки в транспорт. В точках, где пассажиры только выходят, остановочные сооружения необязательны. На городских дорогах категории IV и V ставят общие павильоны для нескольких маршрутов.
В документе ОСТ 218.1.002-2003 прописаны правила обустройства остановочных точек:
- участок тротуара для павильона должен соответствовать длине того вида транспорта, который чаще останавливается в данном месте;
- длина остановочного павильона для одного вида транспорта — 15 метров;
- длина участка для возможного подъезда двух видов транспорта — 35-40 метров;
- протяженность остановочного пункта соединенного «гармошкой» автобуса или троллейбуса — 20 метров, а для двух таких транспортных средств — 45 метров.
На маршрутах городских трамваев павильоны ставят только на тротуарах. Если рельсы проложены посередине многополосной дороги, место для пассажиров на проезжей части выделяют «островком».
Требования для городской местности
Расположение остановочных пунктов зависит от особенностей ландшафта. Их не размещают в местах с сильным уклоном дороги. Автобусу или троллейбусу будет трудно затормозить или набрать скорость, что может привести к аварии. Максимально допустимый наклон местности по горизонтали — 20 процентов, по вертикали — 40 процентов.
Остановочные пункты общественного транспорта запрещено устанавливать на следующих участках:
- с ограниченным обзором;
- с высокой аварийностью;
- с насыпью высотой 150 сантиметров.
Низкие участки, от которых несколько дорог идут вверх, тоже не подходят для размещения остановок. В непогоду их затопит дождь и заметет снег.
Остановочный пункт допускается совмещать с парковкой так, чтобы автомобили стояли позади павильона.
Пункт ожидания железнодорожного транспорта должен располагаться в 250 метрах от переезда. Специальные требования существуют для остановок электрического городского транспорта.
Для троллейбусов
Длина промежутков между остановками «рогатого», как и для трамваев, не зафиксирована в нормативных документах. При их расположении соблюдают дистанцию, установленную для обычных и скоростных автобусов. Троллейбусные остановочные пункты, как правило, совпадают с автобусными. Расстояние между ними на одном маршруте зависит от района города:
- в центре — 250 метров;
- в спальном районе — 350 метров;
- на окраине — 0,5 километра.
Если через остановочную станцию проходит больше тридцати автобусов и троллейбусов в час, ее разделяют на две платформы для каждого вида транспорта с промежутком в 10 метров.
Главные требования к размещению троллейбусной остановки — в 5 метрах от пешеходного перехода и в 20 метрах после перекрестка.
Пункт ожидания и посадки допускается устанавливать до перекрестка в том случае, если рядом есть подземный переход или общественный объект и поэтому поток людей больше. Дистанция от остановки до перекрестка — тоже не менее 20 метров.
Для электричек
К станциям электрифицированного железнодорожного транспорта нет особых требований. Протяженность между двумя станциями в пределах города — 1,5-2 километра, а за его пределами устанавливается в зависимости от количества пассажиров в населенных пунктах, которые находятся по пути. Остановка городского транспорта должна располагаться минимум в 150 метрах от платформы электрички.
Для метро
Станции поземки согласно нормативным документам располагаются на расстоянии 1-2 километров друг от друга. Но в районах старой застройки дистанция иногда не соответствует правилам.
В московском метрополитене минимальная дистанция между остановочными платформами 496 метров, а максимальная 3,4 километра. При строительстве новых станций учитывают пассажиропоток, загруженность наземного транспорта и плотность земли.
Есть ли требования к внешнему виду остановки
Размеры, элементы и оформление остановочных пунктов тоже стандартизировано. Их проектируют так, чтобы транспорту было удобно подъезжать, а пассажирам — ожидать.
Обязательные составные части городской остановки:
- павильон или павильонный комплекс;
- тротуар перед павильоном;
- средства регулирования дорожного движения — разметка, знаки, заграждения;
- фонари для освещения.
Размер участка под остановочный комплекс определяют в соответствии с количеством пассажиров. Минимальная площадь — 12 квадратных метров, а максимальная — 50 квадратных метров. Допустимое расстояние от постройки до проезжей части — 3 метра. Нормативы предписывают строить павильоны легкой сборной конструкции, оснащать скамейками, урнами, указателями с названием станции и знаками остановки транспортных средств.
К дизайну нет специальных требований, кроме типа: открытый с навесом или закрытый с тремя стенами и крышей. Внутренняя площадь павильона рассчитывается по количеству человек, ожидающих транспорт в час пик, но должна составлять не менее 12 квадратных метров.
Требования к дополнительным элементам и расстояниям:
- подъездной «карман» — по ширине равен одной полосе дороги, длина для одного транспортного средства — 10 метров, для двух — 25 метров, для трех — 35 метров. Дорожное полотно для «кармана» кладут такого же качества, как для основной дороги;
- высота тротуара — от 20 сантиметров, обязательно наличие бордюра;
- расположение общественного туалета — в 15 метрах от остановочного павильона;
- расположение велодорожки — в 150 метрах от остановки;
- освещение — в свете фонарей должен быть хорошо виден остановочный комплекс и по 100 метров дороги в обе стороны.
Кроме павильона на участке можно располагать магазины, кафетерии, газетные киоски. Современные остановочные комплексы представляют собой полноценные зоны отдыха, эргономичные конструкции из стекла, пластика, дерева и металла. В мегаполисах на остановках размещают интерактивные табло с полезной для пассажиров информацией: который час, температура воздуха, время прибытия следующего автобуса или троллейбуса.