Уже не одно столетие люди мечтают о летающих машинах. Многие учёные пытались воплотить задумку в реальность, фантасты на страницах романов описывали изобретения, а режиссёры фильмов о будущем позволяли своим героям вовсю использовать их. XXI век — век технологических достижений, время прорыва и удивительных изобретений. Мечты о летающей машине становятся всё более реальными. Уже есть реальные прототипы, которые и ездят, и летают, и даже продаются. И всё-таки вопросов ещё очень много.
История разработок
Многие известные учёные Нового времени рисовали свои планы летающих устройств. Это была излюбленная тема Леонардо да Винчи, Фауста Вранчича и других. Но лишь к XX веку люди стали располагать достаточной технической базой и идеями, чтобы начать претворять свои смелые мечтания в жизнь.
Первая попытка принадлежит инженеру Глену Кёртису. В 1917 году он создал летательный аппарат на основе самолёта и автомобиля. У него было 3 ряда крыльев и пропеллер, он вмещал трёх человек. Изобретение так и не поднялось в воздух, оно лишь подпрыгивало на взлётной полосе.
Генри Форд в 20-е создал Flying Flivver, но машина потерпела крушение во время испытания. В 1937 году появился «Стрелобиль», похожий на трёхколёсный автомобиль с крыльями и двумя посадочными местами.
12 июля 1946 года прошло первое испытание машины компании Convair. Она представляла собой обычный автомобиль, но на крыше у него был планер. Полёт длился час, за который автомобиль прошёл более 70 км. После нескольких полётов было принято решение заняться производством более манёвренной и аккуратной модели. Однако следующая разработка потерпела неудачу: в 1947 году машина вместе с пилотом разбилась, и инвесторы прекратили финансирование проекта.
В 1949 году Молт Тейлор сконструировал «Аэрокар». Машина прошла все испытания, но серийное производство запущено не было.
Следующая интересная попытка относится к 80-м. Пол Моллер — изобретатель, придумавший летающую тарелку М200Х. Тарелка двигалась с помощью восьми двигателей и могла взлетать и садиться. Правда, высота полёта составляла всего 3 метра. Работа продолжалась до 2008 года, пока изобретатель не продал свои наработки Китаю. Проект до сих пор существует. Вышло уже несколько моделей, развивающих скорость до 500 км/ч с длительностью полёта более чем в 100 км. Проект будет существовать до 2020 года, как сложится его судьба дальше — неизвестно.
В начале XXI века для нужд американской армии был разработан трансформер, соединяющий в себе черты внедорожника и вертолёта. Это огромный мультикоптер с беспилотным управлением, способный перевозить почти 2 тонны груза.
Американцы из компании Terrafugia в 2006 году придумали аэрокар, передвигающийся в воздухе со скоростью 185 км/ч. Он достигает 5 метров в длину и 2 в ширину (без учёта крыльев). Разработки продолжаются, однако пока устройство из-за двигателя причисляют к спортивным самолётам.
Таковы основные успехи за более чем 50 лет. Разработки, сделанные после 2010 года, уже больше похожи на летающие автомобили, и о них мы поговорим отдельно.
Прототипы летающих машин
1. Terrafugia TF-X. Компания создана выпускниками одного из технологических институтов США в 2006 году. У молодых людей честолюбивые планы по созданию летающего автомобиля. Они разработали аппарат, который поднимается в воздух благодаря электрической тяге. Он способен осуществлять вертикальные взлёты и плавно садиться на землю.
2. PAL-V Liberty. Это аэрокосмическая компания из Нидерландов. Она близка к окончанию разработок летающей машины Liberty и собирается в скором времени начать выполнять коммерческие заказы. Как утверждает гендиректор компании, им остался последний шаг: получить несколько сертификатов и разрешение на полёты. Liberty поднимается в воздух благодаря двум двигателям. Скорость передвижения на земле − 160 км/ч, а в воздухе − 180 км/ч.
3. AeroMobil принадлежит словацким мастерам и уже был запущен в производство в 2013 году. По словам директора компании, он предназначается для состоятельных любителей суперкаров и полётов. В ближайшее время устройство отправится в серийное производство. У AeroMobil смешанный бензиново-электрический двигатель, и он хорошо показал себя как машина и для езды, и для полётов.
4. Lilium Jet. Разработка принадлежит немецкой компании и уже успешно прошла несколько испытаний. Аппарат вмещает 5 человек. Он электрический, но от других его отличает наличие реактивного двигателя. Это позволит ему передвигаться со скоростью до 300 км/ч. Разработчики говорят о том, что вызывать Lilium Jet можно будет с помощью мобильного телефона.
5. UBERAIR VTOL taxi. Uber занимается разработкой воздушного такси с 2016 года в тандеме с несколькими крупными компаниями (Boeing и др.) По плану услуга будет доступна уже в 2020 году.
6. Toyota SkyDive. Авторы идеи утверждают, что окончательный прототип они покажут на Олимпийских играх в 2020 году. От других разработок его отличает компактный размер. Как планируют инженеры, скорость будет достигать 150 км/ч на дороге и 100 км/ч в воздухе.
7. VRCO NeoXCraft. Британцы решили переплюнуть конкурентов и создать транспорт, который способен перемещаться по земле, воде и воздуху. Первые испытания VRCO NeoXCraft запланированы на 2020 год. Необходимость передвигаться по трём стихиям отразилась на дизайне. Вентиляторы могут использоваться и как пропеллеры, и как колёса − в зависимости от их поворота.
Почему мы до сих пор не летаем?
Разработки ведутся почти 100 лет, но до сих пор ни один обычный человек не поднялся в воздух на летающем автомобиле. Почему так?
Это стоимость и безопасность. В городах нет взлётных полос. Решение этой проблемы — аппарат, взлетающий вертикально. Но тогда он будет очень энергозатратным. Буквально: взлететь не успел, а четверти топлива как не бывало. К тому же, такой взлёт требует большой квалификации, не каждому пилоту это под силу, что уж говорить про обычных людей. Это грозит отказом монитора и падением − создаётся угроза безопасности посторонних людей.
Таким образом, у нас получается:
- отсутствие нужной инфраструктуры: нет взлётных полос;
- несоответствие затраченных денег и дальности полёта;
- отсутствие защиты от внезапной воздушной аварии;
- стоимость и время подготовки пилотов;
- упадок сферы строительства и ремонта автодорог.
Немного о будущем:
- США намерены в 2020 году провести соревнования между летающими машинами. Этакая «Формула-1», но в воздухе.
- Uber планирует построить несколько остановок для летающих такси. Первым портом для воздушных машин был выбран Мельбурн.
- Компания Alaka‘i представила разработку самолётов, работающих на основе жидкого водорода. Предположительно, он будет более эффективным и безопасным, чем летательные аппараты на аккумуляторах.
- Французская компания Lazareth разработала летающий мотоцикл, который поднимается в высоту на метр. Он уже доступен для покупки.
- Япония собирает под своё крыло известнейшие компании (Uber, Airbus, Boeing и др.), чтобы объединиться и наконец вывести транспорт в воздушное пространство.
Многие компании называют 2020 годом, когда они закончат свои проекты и продемонстрируют летательный аппарат. История разработок насчитывает уже больше века, а мечты о полётах для каждого влекут вперёд. Несмотря на множество проблем, человек стремится к успеху в реализации смелых планов. Будем надеяться, что все они станут реальностью.
Виктория, Ваш прогноз о сравнении с пространственным трафиком аэротакси и частных аэрокаров в городской среде с фильмом «Пятый элемент», как будем разъезжать не сталкиваясь по вертикалям и горизонталям без привычного нам «дорожного полотна»? А где и как ГИББД или в камеры только смотрит? Один или десяток аэротакси — проблем нет, а при их массовости — коллапс неизбежен! Или все перейдет в робосистемы АСУ? и водителей такси не надо искать и платить им. А как люди будет развивать реальный производственный сектор экономики России, или все закупать будем у Китая? как и электромобили /электросамокаты / электровелосипеды и пр. Где же реальное «прорывное» развитие нашей Российской промышленности для наших людей и диверсифицированного (на словах Минпромторга) экспорта за рубеж помимо нефти газа алмазов и пшеницы? Сделайте рубрику «Развитие Роспрома сегодня и завтра» и дайте статистику развития наших производств (не оборонки) в Москве, Ст-Петрбурге и далее в городах-миллионниках до Дальнего Востока.