Ещё 10 лет назад автомобиль, едущий без человека, казался бы скорей выдумкой сценаристов и режиссёров. Но сейчас это реальность, которую активно развивают и прорабатывают крупнейшие технологические компании. И одной из них является Google.
Беспилотный автомобиль — новое будущее или миф
Первые попытки разработать беспилотный автомобиль были предприняты ещё в 1980 году. И тогда такая концепция вождения была больше похожа на миф, чем реальность.
Сегодня разработкой своих моделей занимается множество крупнейших концернов или стартапов. И уже сейчас в некоторых городах встречаются беспилотники в качестве такси от Uber, автомобилей Google и разработок Tesla.
Внедрение транспорта, управляемого роботом, не произойдёт быстро. Многие люди не готовы отдавать вождение роботу. Кто-то не доверяет, а кто-то уверен, что это уничтожит всю прелесть езды на личном авто. А владелец главного конкурента Uber, сервиса Lyft, считает, что полная замена водителя роботом невозможна даже в далёком будущем.
Существует также мнение, что беспилотные машины уже ездят. На самом деле за рулём всё равно находится человек, который контролирует процесс езды и вносит изменения при необходимости.
Второй фактор, который отдаляет наступление эры беспилотников – сложность в рельефах, законах и дорожных правилах разных стран. Чтобы роботизированный автомобиль ехал без человека, ему надо точно знать траекторию движения и возможные препятствия. Для этого придётся создать специальные центры управления, наладить ситуацию с дорогами и учесть возможные серпантины, горки и бездорожья.
На данный момент обеспечить движение такого автомобиля реально только в локальных масштабах на чётко выверенном отрезке. Глобально, даже в одном государстве, автомобиль пока не в состоянии преодолеть длительные расстояния без вмешательства человека.
И ещё один момент – многие считают, что появление беспилотников снизит количество пробок. Но специалисты говорят, что такое реально только при полном замещении водителей роботами. Пока на дороге сохраняется процент живых людей с их мыслями, чувствами и непредсказуемым поведением, будут сохраняться и пробки. И, вероятней всего, если беспилотные автомобили начнут встречаться чаще, то пробки первое время только увеличатся.
Как работает беспилотник
Идеальный беспилотный автомобиль для безопасной езды должен уметь:
- Самостоятельно выстраивать маршрут из начальной в конечную точку. Для этого он опирается на информацию о пробках с карты и на информацию из интернета о возможных ограничениях.
- Регулировать скорость движения, анализировать правила дорожного движения перед совершением манёвра.
- Уметь находить свободное место для парковки и парковаться.
- Различать пешеходов, другие машины и корректировать движение в зависимости от них.
- Видеть сквозь туман, снег и дождь, реагировать на сигналы светофора.
Это всё необходимо для того, чтобы автомобиль мог быстро принимать решения и избегать ДТП.
Инженеры Google для разработки своей беспилотной версии авто выбрали модель Toyota Prius, в которую были встроены датчики: лидар, радар, камеры, датчик положения.
Лидар считается сердцем беспилотного транспорта. Это лазер, который устанавливается на крышу автомобиля. В процессе езды он генерирует окружающую обстановку в 3d-карту и отправляет её на бортовой компьютер. Тот, в свою очередь, объединяет модель с картами Гугл. Это позволяет автомобилю выстраивать траекторию, соблюдать ПДД и избегать аварий.
Как минимум, 4 радара устанавливают на роботизированный авто: два на передний бампер и два – на задний. Радары определяют расстояние до ближайших объектов, считывают их движения и скорость. Происходит это с помощью импульсов, который радар отправляет до препятствия, а затем принимает на антенну. Радар может считывать информацию о дороге на дальние расстояния и это помогает ему при движении с высокой скоростью на трассе.
Датчик положения выполняет простую функцию определения нахождения авто. Датчик передаёт координаты в виде стандартных сообщений NMEA геостационарным спутникам. Те просчитывают местонахождение машины с учётом её движения. Если же сети для передачи нет, автомобиль использует стандартный GPS-сигнал.
Видеокамера различает сигналы светофора, пешеходов и другие двигающиеся объекты. На последних версиях Гугл-беспилотников устанавливаются как минимум 3 камеры.
И ещё два факта о работе беспилотной версии Toyota Prius:
- Инженеры компании, перед тем как отправить автомобиль в самостоятельное путешествие, совершают на нём несколько поездок при ручном управлении. Это помогает бортовому компьютеру, лидару и радару собрать информацию об окружающем пространстве. За время поездок автомобиль может научиться отличать двигающихся пешеходов от стационарных препятствий.
- При движении авто опирается на карты Google с высокой детализацией. Для датчиков это упрощает определение расположения, и передача координат происходит быстрей.
Что говорят в Google
По мнению инженеров проекта, у беспилотных автомобилей есть большое будущее. Тран, Ларри Пейдж и Сергей Брин считают, что внедрение роботизированных версий поможет улучшить ситуацию на дорогах. Автомобили могут реагировать на внештатные ситуации быстрей, чем люди, из них получится формировать скоростную колонну, а расстояние между авто сократится за счёт быстрой реакции бортового компьютера.
Даже если такие автомобили начнут повсеместно появляться на дорогах, они не станут в ближайшее время легкодоступным транспортом. Но, по мнению сотрудников Google, уже через пару десятков лет такой вид транспорта будет доступен любому владельцу смартфона. А сейчас работники корпорации устраняют пробелы в безопасности и решают юридические вопросы с перемещением автомобилей по городу.