Chery
Китай располагает наибольшим количеством молодых производителей автомобилей. Большая часть автостроительных компаний там была создана не раньше девяностых. Впрочем, в Азии фирмы быстро растут. Моей сегодняшней гостье, Chery Automobile, не так давно исполнилось всего двадцать лет. Однако она уже входит в десятку предприятий Китая по объёмам производства. Кроме того, Чери просачивается на заграничные рынки, в том числе и на российский. Поэтому расскажу сегодня я именно о ней.
Незаконное государственное производство
Chery Automobile Co. Ltd основана в 1997 году. Она создавалась не как частная компания, а как государственное предприятие. Учредили её чиновники провинции Аньхой. Для производства закупили оснащение европейского Форда и лицензию на шасси SEAT Toledo у Фольксвагена. Функционирование Чери западные журналисты описывали как «гибрид коммунистической госфирмы и предпринимательского стартапа». Тем страннее был способ ведения дел этой полукровки. Первая машина компании вышла уже в 1999 году. Новенький Fengyun разошёлся тиражом в 30 тысяч экземпляров. Вот только Chery не имела лицензии ни на продажу, ни даже на производство легковых автомобилей. До 2003 года она работала технически незаконно.
Частично проблема решилась в 2001, когда правительство Китая перераспределило активы госкомпаний. Одна пятая часть акций Чери отошла шанхайской SAIC. Это дало ей возможность воспользоваться лицензией вынужденного партнёра для продажи собственной продукции по всему КНР. Но в 2004 САИК продала свою долю акций. Дело в том, что её партнёру, General Motors, не удавалось мирно сосуществовать с Chery. Однако право на продажу и экспорт авто Чери сохранила. Volkswagen тоже был недоволен фирмой. Он обвинял её в открытом плагиате своей машины Jetta при использовании инструментов VW.
Неудачные сотрудничества
Отношения с иностранцами у Chery не ладились, хоть она и активно искала партнёрства. В 2006 ей удалось выйти на рынки Индонезии и Украины, но этого было мало. Имелись попытки завязать отношения с Крайслером и Фиатом, однако ничего не срослось. Chrysler готовился к сотрудничеству, по условиям которого Чери A1 продавался бы в США как Додж. Но в начале 2008 года похожую сделку Крайслер заключил с Ниссаном.
Партнёрство с Фиатом тоже сорвалось у самого финиша. Fiat и Chery подписали меморандум взаимопонимания по созданию совместного автомобилестроительного предприятия. Планировалось, что оно будет выпускать авто под марками Фиат и Альфа-Ромео для Китая. Базировать производство решили в городском округе Уху. Но в 2009 сделку приостановили. Прошло три года, и вот уже Fiat сотрудничает с GAC Group, забыв о Chery. Хотя, несмотря на все неудачи в дипломатии, компания уже тогда имела внушительный объём производства. У себя на родине она преуспевала. И все же попытки выйти на иностранные рынки не прекращались.
Выход за границу
На самом деле автомобили Чери производились и продавались во множестве других стран. К 2009 году их количество перевалило за 60. Но большим успехом это не назвать по двум причинам. Первая – число продаж отдельных стран крайне небольшое, хоть в сумме и набралось несколько сотен тысяч. Вторая – во многих предприятиях Chery не имела доли. Для серьёзного расширения нужны были контракты с большими известными корпорациями.
Уже в 2003 году Чери была крупнейшим экспортёром Китая. По большей части на продажу иностранцам уходили комплекты для мелкоузловой сборки. Фирма сильно налегала на экспорт из-за невозможности закрепиться за границей без сделок с большими концернами. Но Chery присутствовала в России, Украине, Бразилии, на Среднем Востоке, в Африке и других регионах. Ситуация оставалась таковой до 2012 года. Тогда компании удалось заключить сделку с Tata Motors. Та инвестировала почти три миллиарда долларов в производство Jaguar и Land Rover в Китае.
Современная китайская «вишня»
Сегодня Chery всё ещё остаётся большой и значимой фирмой. По крайней мере, у себя на родине. И это несмотря на скандалы, связанные с плагиатом, и отсутствие значимого сотрудничества с иностранными компаниями. В 2010 году она заняла седьмое место по объёмам производства в Китае. На протяжении следующих лет ей удавалось удерживаться в десятке. А не так давно, в 2018, Чери продала половину бразильских акций CAOA Group. С тех пор CAOA Chery стала самым быстрорастущим предприятием страны.
Выпускает китайская фирма минивэны, кроссоверы и обычные легковые авто. На данный момент она оперирует марками Chery и Karry. Первая для легковушек, а вторая для коммерческих автомобилей. Ранее также выпускались машины под брендами Rely и Riich, но от них пришлось отказаться в 2012 году. Сейчас производятся около дюжины разных моделей.