Четыре рычага или три педали? Рассказываю о самых необычных механических коробках передач

КПП с несколькими рычагами Автомобили

Механическим коробкам передач осталось жить не так уж и долго. Каких-нибудь 10 лет, и большинство привычных нам авто, скорее всего, заменят компактные электрокары. Но за прошедшие годы МКПП повидала немало экспериментов. Сегодня я собрал 4 самые необычные коробки передач, которые придумало человечество.

Выбор передачи

Сейчас предварительным выбором уже никого не удивишь. КПП оборудованы интерфейсом, красивым меню или даже голосовым помощником. Но что если я скажу, что первая преселективная коробка появилась ещё в конце 1920 года? Автором необычного для тех времён проекта стал основатель торговой марки Wilson-Pilcher.

«Интерфейс» устройства был чрезвычайно простым для водителя. Ему требовалось поместить рычажок в соответствующую позицию напротив выбранной передачи. А после нажать на педаль управления на полу. Машина трогалась с места и делала это настолько же плавно, как и современный автомобиль на механике.

Внутреннее устройство было куда сложнее. При нажатии на педаль управления рычаг затягивал и отпускал тормозные ленты. Таким образом и реализовалась схема смены скорости. Кстати, устройство в дальнейшем начало использоваться в военной технике.

Десять скоростей

Это устройство появилось в свободной продаже уже на заре семидесятых. Его обозвали Super Shift. Главной «фишкой» японского приспособления было наличие четырёх передач и двух режимов работы для каждого из них. Аналогичный набор был и для заднего хода. В сумме получалось целых десять возможных передач.

Super Shift
@Drive2

За их переключение отвечал дополнительный рычаг. Как правило, в городе водители пользовались стандартным режимом на низких скоростях. А вот за его пределами могли позволить себе переключиться. Привычная «четвёрка» при переключении превращалась в ускоренную с плюсом.

Больше рычагов — лучше

Водители привыкли к стандартным КПП с одним «органом контроля», который нужно ставить в определённую позицию. Но в мире существуют и трёхрычажные и даже четырёхрычажные коробки передач!

Впервые такое устройство было выпущено компанией Lenco. Сфера применения у него была крайне узкой — их использовали стритрейсеры, которым нужны были очень быстрые и легкоуправляемые машины. Ну а компания Hurst позаимствовала идею для «гражданских» автомобилей.

КПП с несколькими рычагами
@Drive2

Принцип работы таких устройств на самом деле прост. Как пример возьмём трёхрычажную коробку. Два рычага с двумя возможными положениями отвечают за переключение первой и второй передачи соответственно. Последний же позволяет сменить третью скорость на четвёртую.

Выглядит это потрясающе, да и управляется довольно просто. Но устройство гоночной версии немного другое. Здесь уже присутствует педаль сцепления, с помощью которой можно переключать передачи «вниз».

Две педали

Знаменитый автомобиль Saab 900 NG тоже был оснащён необычной коробкой передач. А именно механикой и двумя педалями. На первый взгляд, КПП управлялась обычной «мешалкой», но при первом же прикосновении к ней бортовой компьютер начинал считывать все движения. Привычное сцепление здесь заменял так называемый «актуатор».

Педаль в этот момент оказывалась зажатой. Она не разблокировалась до тех пор, пока водитель не нажимал на педали акселератора. На бумаге это звучало хорошо: такая модель должна была быть удобнее и механики, и автомата вместе взятых. На деле же пользоваться такой системой оказалось непросто, поэтому далеко эксперимент не зашёл.

Оцените статью
Ридер
Добавить комментарий