По состоянию на 2019 год, Китай занимает второе место в мире по размеру ВВП. За последнюю декаду товары из Азии перестали ассоциироваться у людей с чем-то плохим, а экономика КНР продолжает расти по сей день. Но касаются ли позитивные изменения автопрома государства? А ведь на улицах городов СНГ всё чаще появляются марки машин из Страны восходящего солнца. На примере некоторых популярных моделей я расскажу, насколько они хороши.
Немного про подноготную
Одними из первых китайских марок на нашем рынке стали Geely и BYD. Статистика агентства «Автостат» говорит, что уже в прошлом году количество «легковушек» из КНР перевалило за 600 тысяч. С одной стороны, это говорит о росте доверия водителей. С другой же — о финансовых проблемах граждан. Всё же позволить себе Audi или Toyota может не каждый, а вот малоизвестную «ширпотребную» марку — многие.
Однако бытует мнение, что покупка «китайца» — лотерея. Это утверждение вообще присуще любой недорогой для своего класса вещи. Качество разнится не то что между марками, а между отдельными экземплярами одной модели. У некоторых гниёт кузов, а другие живы-здоровы. Какая-то собрана плохо, а иная хорошо. Эти замечания не всегда справедливы, но за низкую стоимость, так или иначе, приходится платить.
Причины «за»
Начну с неоднозначного: дизайн автомобилей из Китая часто копирует другие широко известные марки. Казалось бы, плагиат – это плохо! Однако презентабельный вид я бы назвал скорее плюсом. Слабо ориентирующийся в машинах человек не заподозрит подвоха: перед ним стоит очередная дорогостоящая иномарка. Впрочем, есть ещё несколько вполне уверенных и однозначных плюсов:
- Конкурентная цена. По сравнению с европейским аналогом, покупая Chery или Lifan, водитель экономит значительную часть бюджета. При этом укомплектованы флагманы КНР очень даже недурственно! Как минимум электроникой они заряжены – только в путь.
- Гарантийное обслуживание и запчасти. Во-первых, они так же дёшевы, как и сам автомобиль. Во-вторых, найти детали для китайской марки на удивление проще, чем для некоторых японских или шведских.
- Лучше за свои деньги, чем можно подумать. Как бы там ни было, на движках и электронике в КНР практически не экономят. К примеру, сенсорные панели или климатические установки – почти что стандарт для всякого «китайца». Это в любом случае лучше, чем какой-то Жигули.
Причины «против»
Однако массовое производство «на поток» редко может гарантировать со всех сторон качественный продукт. Здесь уместна аналогия с китайскими мегаполисами. Издалека они напоминают города будущего с победившим киберпанком, а вблизи обнажают все превратности скоростной урбанизации. Так и с автомобилями. При ближайшем рассмотрении можно заметить:
- Слабую прочность кузова и ненадёжный слой лакокрасочных покрытий. Не каждый бренд Поднебесной плохо справляется с этой задачей, но перед покупкой лучше внимательно изучить отзывы владельцев выбранной марки.
- Непонятную эргономику. Как-никак, а Китай — это совсем другая культура. Интерфейс с иероглифами, несоответствие кнопки её назначению — лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются обладатели авто из Азии.
- Ужасные показатели защиты. Организация NCAP, проводящая испытания безопасности, официально подтверждает низкие баллы прохождения тестов. Ряд европейских стран запрещает импорт отдельных китайских марок по этим же причинам.
Встречаются и другие мелкие недочёты: несогласованность двигателя и КПП, слабая шумоизоляция. Впрочем, не каждый автомобиль этой ценовой категории будет иметь уязвимые места. И всё же это лотерея.
Каков итог?
Мой вердикт прост: решение стоит принимать на основании задач, для которых покупается машина. Если основная цель — это поездка от дома до работы, то автомобиль из Китая будет почти что идеален. Если же в планах «рассекать океан жизни на личном транспорте» — лучше обратиться к Европе. Однако со временем всё может измениться. Возможно, пройдёт всего пару лет, и весь автомобильный рынок будет под пяткой Поднебесной.