Ридер
гроза

Что такое воздушная яма?

Логотип

Представьте: летите вы на отдых. Самолёт уже в воздухе, и вдруг где-то над Атлантикой его начинает дико трясти. Тележки с едой падают, куриные сэндвичи рассыпаются по полу. Загораются табло с просьбой пристегнуть ремни, свет моргает, кто-то рядом истово молится. И вот всё успокаивается, и вы задаётесь вопросом – а что это было? Ответ простой – воздушные ямы. Вот только что такое воздушные ямы? Какие вообще в воздухе могут быть ямы? Разберёмся.турбулентность

Что такое турбулентность и как она связана с ямами?

Вообще как таковых ям в воздухе нет. Это же не просёлочная дорога с асфальтом за миллион рублей. «Яма» – обиходное название зон с так называемой повышенной турбулентностью. На жаргоне лётчиков – «болтанка».

Чаще всего «болтанка» начинается над горами или океанами. Там встречаются нестабильные воздушные массы. Чтобы понять механизм её работы, нужно понимать механизм «работы» самолёта. Набирать высоту ему помогает конструкция крыльев – верхняя их часть имеет большую поверхность, чем нижняя. Когда встречный ветер обдувает крылья, из-за этой конструкции получается разница давлений – повышенное под крылом, и пониженное над ним. Получается, что ветер «толкает» самолёт вверх, он набирает высоту и летит в пункт назначения.

Над океаном и горами часто сталкиваются воздушные массы разных направлений, происходит чередование восходящего и нисходящего потока. Самолёт испытывает резкий перепад температуры, давления. Когда лайнер оказывается в нисходящем потоке, он медленнее набирает высоту, из-за чего и создаётся ощущение «попадания в яму». Как только поток становится восходящим – набор высоты идёт быстрее, возникает ощущение «горки».

воронка

Опасна ли турбулентность?

Почти нет. Самолёты сейчас конструируют с «заделом прочности». Они могут пережить «болтанку» без особых потерь, хотя пилоты и пытаются покинуть зону турбулентности как можно быстрее.

Опасно только попадание в грозу. Наверняка вы хотя бы раз слышали, что рейсы задерживают из-за плохой погоды. Казалось бы – что грозит «железной пташке», прочной и под управлением профессионалов. Чем гроза хуже зоны турбулентности? Дело в нисходящих воздушных потоках. Самолёт может просто «прибить» к земле, причём подняться снова вверх он уже не сможет. А если подняться выше? Тоже ничего хорошего не выйдет. Вверху грозы сильные восходящие потоки. Самолёт может просто «швырнуть» вверх, за рекомендованную границу. В итоге лететь самолёт уже не сможет. Останется только один путь – неконтролируемое падение. Как там говорил Шелдон Купер? «Гравитация, бессердечная ты …».

Поэтому не злитесь, если вылет самолёта задерживается из-за плохой погоды. Лучше опоздать на встречу и просидеть несколько часов в аэропорту на чемоданах, чем падать на негостеприимную землю.

Кстати, если для самолёта зоны турбулентности не опасны, то с пассажирами картина другая. Из-за резкого «провала» или толчка можно запросто улететь вперёд по пролёту и сломать пару-другую костей. Прецеденты уже были.поток воздуха

Что делать, если самолёт попал в зону турбулентности?

Не паниковать. И следовать правилам:

  1. Не вставать с места до окончания тряски.
  2. Пристегнуться ремнями безопасности (а вообще лучше весь полёт быть пристёгнутым).
  3. Слушать инструкции бортпроводников. Они точно знают, что делать в таких ситуация.

А чтобы избежать дороги с «ямами» и обезопасить себя, летайте в начале дня (гроза маловероятна) и на крупных лайнерах. Чем больше «птичка», тем слабее чувствуется турбулентность.

Оцените
(+3 баллов, 3 оценок)
Загрузка...

Комментариев нет

Команда авторов

Валерия Гришина
Валерия Гришина
Копирайтер и контент-менеджер
Олег Датский
Олег Датский
Редактор
Юлия Зайцева
Юлия Зайцева
Автор