Владельцы машин нередко соблазняются на рекламу и угощают своих «железных коней» вкусненьким – топливом с присадками. Правда, такой корм не всегда приносит ожидаемые плоды. Почему? Давайте разбираться вместе.
Виды топлива для автомобилей
Российские производители горючего стараются следовать новым тенденциям. Разрабатывают топливо с большой теплотой сгорания. Добавляют к углеводородам омывающие присадки и модификаторы, улучшающие свойства бензина или дизтоплива.
Сначала несколько слов об энергетической составляющей:
- бензин – смесь углеводородов, выкипающих в температурном интервале от 35 до 2000 градусов;
- дизтопливо по составу отличается, в нём молекулы, разрушающиеся при нагреве свыше 180 градусов, температурный максимум – 3600 градусов.
Сразу стало понятно, почему ДТ заправляют мощные «крузаки», джипы, а бензином – аккуратные седаны и хэтчбеки. Некоторые моторы хозяева переводят на газ, у него есть свои плюсы и минусы. На газ выгодно переходить при постоянной эксплуатации машины. Он обойдётся дешевле. Но придётся всегда возить с собой баллоны, они весят до 100 кг. Если лишний центнер в багажнике не помеха – тогда вперёд! Переходим на газ.
Разберём подробнее
Думаю, каждому автолюбителю полезно знать некоторые химические подробности о жидком «корме» для железных лошадок.
Бензин
Смесь молекул получают:
- при разделении нефти на фракции путём возгонки;
- переработке твёрдых видов топлива и мазута;
- в процессе осушки природного газа (удаляют длинные, малоподвижные цепочки).
Основная рабочая характеристика бензина: стойкость к детонации, достигается сбалансированным фракционным составом, характеризующимся октановым числом. Быстро детонируют парафины. Ароматические углеводороды сдерживают горение.
Что такое октановое число: антидетонационная характеристика бензина. Буква «А» в маркировке означает, что проверку топлива проводили в моторах; «И» – в исследовательских лабораториях.
В российском ГОСТе фигурируют марки бензина: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98. О многих видах владельцы современных машин даже не слышали.
Процесс детонации во многом зависит от степени сжатия газовой смеси в цилиндре (это в школе по физике проходили). Чем дольше двигаются поршни (их в блоке может быть до двенадцати) в момент возгорания бензина, тем мощнее моторы. Бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) создаются под определённую марку топлива. Степень сжатия цилиндров отличается на 1-2 единицы.
От фракционного состава бензина зависит рабочий ресурс двигателя. У нас в стране разрабатывают два вида топлива: летнее и зимнее, с меньшей влажностью.
Машина, заправленная зимним топливом, быстрее прогревается, карбюратор не застывает.
Теперь о содержании вредных компонентов:
- серы – до 0,1,%, при её сгорании повышается кислотность бензина, повышается риск коррозии;
- смол – 100 мг/л, они норовят осесть на детали двигателя.
Механических примесей и воды быть не должно.
Дизтопливо
Это смесь прямого и очищенного дистиллятов нефти (легко воспламеняющегося цетана и заглушающего горение метилнафталина). Энергетический потенциал ДТ оценивается цетановым числом, это процент цетана. Топливо с ЦЧ ниже 45 считается жёстким. Если ЦЧ выше 55 – смесь полностью не прогорает, увеличивается расход дизтоплива. По Росстандарту в нашем ДТ цетана от 35 до 45%. В Швеции от 47 до 50, калифорнийцы заправляются ДТ с 48 процентами цетана.
Для дизтоплива важными показателями считают:
- прокачиваемость;
- температуру помутнения (Тп);
- фильтруемость (Тф);
- предел застывания (Тг).
На мощных двигателях стоят многоступенчатые системы очистки, чтобы не забивались форсунки, впрыскивающие топливо в камеру сгорания. Летнее топливо (маркируется «Л») заливают до заморозков. «З» эксплуатируется до 20-градусных морозов. Для Крайнего Севера выпускают топливную смесь, не застывающую при минус 45°(она обозначается буквой «А»).
Предельная концентрация серы до 0,5%. Кстати, в Калифорнии норма в 10 раз ниже, а в Швеции она исчисляется в тысячных.
На состояние деталей влияет:
- йодное число (характеризует концентрацию ароматических веществ);
- зольность (несгораемые углеводороды).
Вода и мехпримеси в ДТ недопустимы.
Стандарты Евро
В Европе они появилась в 1992 году. Самым крутым считается топливо класса Евро 5. Оно разрабатывалось для высокофорсированных двигателей с сажевыми фильтрами (для ДТ) и системой катализаторов (очистка выхлопного газа). В Евро 5 меньше всего серы, которая разрушительно действует на цветные сплавы. Топливо 95 Экто считается улучшенным, в нём есть омывающие присадки. Они не дают образоваться лаковому слою на деталях.
Итог
Некорректно говорить о том, какое топливо лучше. Советовать покупать дорогой корм для «лошадки» не буду, это дело маркетологов. Я свою родную и любимую машину заправляю тем, что в руководстве по эксплуатации рекомендовано – АИ-92. Мне больше нравится Лукойл. Заправки Газпром в нашем регионе плохо контролируют. Мой сосед по гаражу свою старенькую Ниву заправляет тем, что дешевле. Когда слышит разговоры о 95 Экто, смеётся, считает это маркетинговым ходом. Говорит, что заправки на этом неплохо зарабатывают.
Знаю, что каждый двигатель настроен на определённое октановое число. Повышать его нежелательно – клапана моментально прогорают. Что касается чистоты и низкого содержания серы – не верю! Конденсат зимой компенсирую спиртом – вливаю чуть-чуть «медицинского» в бак во время сильных морозов. А в остальном – не экспериментирую.
На одном из сайтов нашла информацию о проверке бензина на разных заправках. Москвич по собственной инициативе проводит эксперимент. Оказалось, чем дальше от Москвы, и чем «подпольнее» заправка, тем хуже топливо. Сетевики-производители зарекомендовали себя с лучшей стороны. Если рассматривать топливо с этой позиции, то пожелание одно: не заправляться где попало.
У владельцев дизельных машин с турбированными двигателями выбор ограничен. На 98-м ездят авто премиум-класса, они предпочитают заправляться только на проверенных АЗС. Ремонт двигателя исчисляется суммами в тысячах с двумя нулями. Автоконцерны, торгующие на наших рынках, ориентируются на российское качество масла и топлива. Слишком капризные машины нашим автолюбителям не предлагают. Думаю, производители топлива этим пользуются…
Степень сжатия 9.5 лью 92 нет проблем.Пробовал 95 и98 разницы не заметил.