Сложности, с которыми сталкивается начинающий водитель

Автомобили

Ну почему же нам так страшно начинать что-то новое, доселе неизвестное? Да потому что мы боимся неудач и поражений! А ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Трудности будут всегда – особенно, в первое время после окончания автошколы. Сдача экзаменов в ГИБДД, первый самостоятельный выезд в город, парковка — для кого-то это легко, а для кого-то…

Сегодня мне удалось пообщаться с инструктором автошколы Алексеем Германовичем. Тема нашей беседы: «Что сложнее всего новичку за рулём».

Итак, начнём.

Тяжела и непроста жизнь инструктора

Утро Алексея начинается не с кофе, а с валерьянки — шутка. Будильник поставлен на 6.30. Нужно встать пораньше, позавтракать, подготовить свою ласточку. Авто хоть и вышло из моды много лет назад, но служит верой и правдой, неприхотливо в уходе. Когда подготовка машины закончена, Алексей подъезжает в назначенное место и пересаживается на пассажирское кресло, уступая руль ученику. Так начинается день человека, который готовит водителей.

— Расскажите немного о себе. Сколько лет за рулём, сколько преподаёте? Когда получили «права»?

За рулём я уже динозавр (смеётся). А если честно, то со школьной скамьи. Корочку водителя получил ещё в школе, но действительно оно стало только с 18 лет. Вождение всегда давалось мне очень легко, хотя если бы кто-то сказал, что я стану инструктором, – ни за что бы не поверил. Сейчас мне 48, так что стаж 30 лет – большая часть жизни. Работаю в автошколе с 2008 года, параллельно даю частные уроки вождения.

Первый автомобиль Алексея ВАЗ-2109 – подарок отца.

— Как вы начали преподавать вождение? И что было самым сложным в этой профессии? Всё ли всегда получается донести до учеников?

Вы знаете, до зимы 2008 года я работал на заводе вальцовщиком – простым работягой. Но потом на предприятии наступил кризис и многие попали под сокращение, в том числе и я. Долго не мог никуда устроиться (подработка грузчиком не считается), просидел дома до конца весны. Пока сосед не предложил попробовать себя в роли «учителя». Так я попал в автошколу.

Что касается сложностей, то сначала было очень тяжело. Курсанты задавали много вопросов, ответов на которые у меня не было. Например, когда нужно выворачивать руль при повороте? – ну откуда же я знаю, я просто делаю это на «автомате» и всё! Позднее начал анализировать, когда и в какой момент кручу руль… И я понял: нельзя научить чему-то другого человека – если сам этого не знаешь!

Алексей говорит, что учится благодаря своим ученикам: они – водить автомобиль, он – общаться с разными типами людей и находить подход к ним.

Как говорится, «доносить» — надо тоже уметь. Признаюсь, у меня не всегда это получается с первого раза. Приходится по несколько раз «разжёвывать» информацию, но результат того стоит. Большинство моих учеников сдают экзамен в ГИБДД с 1-го или 2-го раза.

— Есть ли в работе инструктора положительные стороны? А отрицательные?

В любой работе есть свои нюансы. Хорошо там, где нас нет. Я по натуре человек общительный, поэтому коммуникативных проблем нет. Ученики меня любят и уважают. А я просто кайфую, когда вижу счастливые лица после удачной сдачи экзамена.

Плохая сторона работы – это нервы. Иногда приходится приложить массу усилий, чтобы не повысить тон, ведь это может всерьёз напугать курсанта и напрочь отбить желание водить машину.

Инструктор – это поддержка и опора, он должен всегда «трезво» мыслить, чтобы в нужный момент протянуть руку помощи.

Курсанты автошколы

В последнее время наблюдается интересная тенденция – автошколы полны девушек, женщин, бабушек… мужчины-курсанты здесь редкое явление.

— Что самое важное для курсанта и инструктора в процессе обучения?

Курсант должен доверять инструктору, а инструктору важно, чтобы ему доверяли. Только тогда в машине возникнет полная гармония и взаимопонимание.

— Как проходит знакомство с курсантами?

На первом занятии я всегда спрашиваю о цели обучения. Если человек созрел для вождения автомобиля, то «добро пожаловать», а если целью является «выход из зоны комфорта», потому что стало скучно жить… таким я предлагаю поискать другого преподавателя.

Первое занятие разделено на 2 части: знакомство со мной и с автомобилем. У меня как-то училась девушка. Когда она увидела три педали, то растерялась и сказала: «Но ведь у меня только 2 ноги, а педали 3».

— Кому легче, а кому сложнее поддаётся автомобиль?

Алексей рассказал, что с молодыми людьми работать гораздо легче: скорость реакции, быстрота усвоения материала. А вот с людьми старшей возрастной категории работать немного сложнее – нужен определённый подход.

Однажды пришла ко мне женщина – 70 лет. Когда я спросил о цели её обучения, она сказала: «Дед помер, машина осталась, а мне надо до сада как-то добираться». С этой дамой потребовалось чуть больше времени – пришлось давать дополнительные занятия. У людей того поколения повышено чувство ответственности – они слишком много продумывают свои действия. С молодёжью в этом плане проще.

— Правда ли что парни быстрее девушек осваивают материал?

Ой, это всё стереотип. Правда в том, что скорость усвоения у них примерно одинакова. Только парни импульсивнее ведут себя за рулём, а девушки спокойнее – поэтому работать с ними легче. Да, и с прекрасным полом сидеть в машине приятнее (смеётся).

— Вы находитесь в «тесном» контакте с принимающими экзаменаторами: правда ли, что курсантов специально валят и что у них есть план по «не сдавшим»?

Алексей часто слышит жалобы на экзаменаторов, мол, специально валят изверги…

Да никто никого заваливать специально не будет, всегда говорю это всем курсантам. Никакие они не козлы, эти «гаишники». Валить здесь никого не надо, сами заваляться. Непросто, потому что человек плохо водит, а от волнения, нервов и стресса. Перед экзаменом нужно хорошо выспаться и настроиться на позитив.

— Что вы посоветуете водителю после получения заветного водительского удостоверения?

Практика, практика и ещё раз практика. Тройная практика получилась. На самом деле здесь больше нечего советовать. Автошкола – это цветочки, а ягодки впереди. Дорога научит всему сама.

Настоящая учёба начинается уже после автошколы, когда каждый день ездишь за рулём: непонятные ситуации, заносы, колеи, аварии (лучше быть свидетелем, а не участником) и пр. Сразу понимаешь, что автошкола нужна для изучения ПДД и сдачи экзамена — всё остальное постигается на «собственной шкуре».

— Что сложнее всего новичку?

На мой взгляд, новичку сложно синхронизировать движение рук и ног. Ведь очень тяжело переключать передачи, переставлять ноги с одной педали на другую, не отвлекаясь от дороги.

Ещё один важный аспект – чувство габаритов транспортного средства. Без него никуда. Не «чувствуя» свою машину будет очень тяжело в плотном транспортном потоке, на парковках крупных торговых центров. Их лучше оттачивать на автодроме, естественно, на своей машине.

И последнее – зеркала. Необходимо научиться правильно использовать зеркала заднего вида. Ну а куда же без них?

Привыкнув к механике и габаритам, научившись читать дорогу – можно покорить мир. Спасибо за интервью, Алексей Германович!

Оцените статью
Ридер
Добавить комментарий