Летом прошлого года появилось немало новых правил возврата товара на Вайлдберриз. Стоит отметить, что это превратилось в настоящую проблему и для селлеров, и для клиентов маркетплейса. Продавцы стали интересоваться, как можно увеличить выкуп товаров, а покупатели стали стремиться обойти платный возврат. В любом случае важно изучить новые рекомендации маркетплейса.
Сколько стоит возврат
Популярный гипермаркет Wildberries стал вводить плату за возврат качественных товаров. Основной целью этой меры стала компенсацию расходов на логистику и создание конкурентных условий для всех продавцов. С середины января текущего года действуют следующие правила работы гипермаркета:
- Платный возврат вводится для всех категорий товаров вне зависимости от их числа и стоимости.
- Размер компенсации обычно составляет 50-100 рублей за единицу. При этом на конкретную сумму влияет покупательская история пользователя.
- Срок возврата продукции надлежащего качества, которая просто не подошла покупателю, уменьшился до 2 недель. Ранее этот период составлял 21 сутки.
- При обнаружении брака такой товар вначале требуется выкупить, после чего оформить возврат. Это рекомендуется делать через личный кабинет Вайлберриз.
После возврата товара денежные средства перечисляются на счет, с которого была оплачена продукция, или отражаются на балансе личного кабинета. Посмотреть сумму можно в разделе «Баланс». Вторая ситуация наблюдается из-за того, что банковские организации, как правило, возвращают деньги на счет только через несколько дней. Если нет времени ждать или хочется продолжать совершать покупки в гипермаркете, баланс можно использовать для оплаты новой продукции.
Важным моментом, который требуется обозначить дополнительно, считается стоимость обратной пересылки товара. Начиная с прошлого года, отказаться от покупки можно за 50-100 рублей за каждую единицу в чеке. Если изделие является крупногабаритным или требовало особых условий транспортировки, эта сумма увеличивается до 1000 рублей.
Размер возможных штрафных санкций отражается на стадии формирования заказа. К тому же указанные условия касаются не всех, а лишь новых клиентов маркетплейса. Также это относится к пользователям с высокой долей возвратов и небольшим процентом выкупа. Бесплатный отказ возможен в случае суммы выкупа больше 5 тысяч рублей и процента выкупа выше 15 %.
Компания отмечает, что оплата обратной доставки мотивирует клиентов более взвешенно подходить к заказу товаров. К тому же ее целью считается уменьшение отрицательного влияния на экологическую обстановку. Этого планируется достичь в том числе благодаря сокращению объемов упаковки, которая используется.
Если говорить о платном возврате бракованной продукции, о котором писали многие Телеграм-каналы, то компания уверяет, что эта информация не отвечает действительности. При выявлении брака требуется сообщить об этом продавцу. В случае подтверждения этой информации он должен компенсировать стоимость обратной доставки.
Какие товары относятся к крупногабаритным
Согласно общепринятым нормам, в эту группу включают изделия, сумма длины, ширины и высоты которых составляет больше 1,5 метра. Также к ним относятся товары, у которых размер одной из величин превышает 80 сантиметров. Однако Вайлдберриз предлагает такие стандарты, которые позволяют причислять товары к крупногабаритным:
- вес превышает 5 килограммов с учетом упаковки;
- размер одной из сторон составляет больше 50 сантиметров;
- сумма высоты, длины и ширины превышает 90 сантиметров.
При оформлении покупки в гипермаркете может появиться сообщение о том, что товар является крупногабаритным. Эксперты советуют читать все предупреждения на этапе оформления заказа. Администрация интернет-магазина объясняет такие санкции тем, что конкуренты намеренно заказывают крупные партии товаров, а затем не выкупают их. Это влечет убытки продавцов и самого гипермаркета.
Когда WB начал брать деньги за возврат
С начала текущего года Вайлдберриз стал взимать плату за возврат товаров. К тому же маркетплейс отменил опцию «Проверка по браку». Это означает, что даже за возврат бракованного товара гипермаркет взимает фиксированную плату. Администрация площадки опровергает эти слухи. Руководство интернет-магазина говорит о том, что эти сведения недействительны.
Жалобы в Роспотребнадзор и ответ
Стоит отметить, что перечисленные правила идут вразрез с нормами закона о защите прав потребителя. Так, взимать комиссии, сборы или другие платежи при возврате или обмене товаров нельзя, если потребитель заявил об этом на протяжении 2 недель с момента покупки. В нормативных актах нет таких понятий, как высокая доля возврата или покупательская история. Потому пользователи маркетплейса обратились в Роспотребнадзор за разъяснениями.
Представители организации опубликовали комментарий на этот счет в своем Телеграм-канале. Там было написано, что потребитель имеет право возвратить некачественный товар продавцу. Причем сделать это можно в том числе и через маркетплейс. В случае возврата некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут брать или удерживать деньги потребителей. В нормативных актах четко прописана обязанность продавца принять товар с браком и выполнить проверку качества. При подтверждении наличия недостатков требуется вернуть потребителю стоимость изделия.
Что об этом говорят юристы
Юристы говорят о том, что при заказе продукции в интернет-магазинах закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность компенсировать затраты на возврат для продавца. Это связано с необходимостью обратной доставки изделия. Однако это относится исключительно к ситуациям возврата продукции надлежащего качества. Если изделие не подошло по цвету или размеру, продавец вправе удержать конкретную сумму.
Если же товар содержит брак или иные недостатки и возврат производится именно по этой причине, тут уже обязанность компенсации всех убытков переходит именно к продавцу.
Вернут ли бесплатный возврат
У многих клиентов популярного гипермаркета часто возникает вопрос относительно того, может ли восстановиться возможность бесплатного возврата. В своем Телеграм-канале Роспотребнадзор выложил официальное заявление о незаконности взимания платы за возврат таких товаров. Оно стало результатом проверки жалоб покупателя с Wildberries. Сам гипермаркет пока не заявил об отмене платы за возврат брака.
Эксперты отмечают, что это маловероятно. Бесплатно вернуть можно только бракованные изделия. Однако при общении с представителями маркетплейса удалось установить сумму выкупа и срок проведения этой процедуры. Именно эти параметры влияют на стоимость возврата товара. Стоит отметить, что Вайлдберриз берет в расчет приобретенную продукцию за последние 2 года. При этом важно принимать во внимание следующее:
- Если размер выкупа составляет меньше 23 тысяч рублей, а процент не превышает 20 %, возврат каждой единицы товара будет стоить 100 рублей.
- Если сумма выкупа составляет больше 23 тысяч рублей, а процент – меньше 80 %, при необходимости возврата придется заплатить 75 рублей за каждую позицию.
- Если сумма выкупа больше 23 тысячи рублей, а процент находится на уровне 80-90 %, возврат каждой единицы будет стоить 50 рублей.
- Если сумма выкупа больше 23 тысяч рублей, а процент – 90 %, возврат обойдется максимум в 20 рублей.
Вернуть товары бесплатно удастся исключительно в случае обнаружения брака. Стоит отметить, что посмотреть стоимость возврата можно еще на этапе оформления заказа. Эта информация представлена в корзине. У некоторых клиентов гипермаркета появилась возможность бесплатно возвращать товары. Таким образом схема лояльности гипермаркета продолжает работать. Однако она функционирует выборочно.
В любом случае рекомендуется стремиться к повышению суммы и процента выкупа. Однако для начала важно разобраться в терминологии:
- Сумма выкупа – представляет собой стоимость всех заказов, полученных и выкупленных клиентом. Она выражается в денежном эквиваленте.
- Процент выкупа – это соотношение продукции, которая была заказана и выкуплена.
Ознакомиться со своими показателями можно в личном кабинете приложения. При этом важно учитывать, что все селлеры стремятся повысить сумму выкупа. На нее влияют следующие факторы:
- Качество товара. Если в товарах присутствует высокий процент брака, никакие маркетинговые стратегии и новинки не дадут стойкого эффекта. В таком случае стоит пересмотреть отношение к выбору поставщиков. Немаловажное значение имеет детальное изучение производства и передача обратной связи о товарах поставщику.
- Карточка товара. Значимым фактором считается релевантность ранжирования карточки в маркетплейсе. Когда пользователи находят конкретный товар, он должен соответствовать их ожиданиям. К тому же описание и другие характеристики должны давать людям понимание, что они в итоге получат. Иногда указание неправильного состава изделия влечет негативные реакции и приводит к снижению процента выкупа.
- Упаковка. Если не обращать внимание на ее качество, заказ с высокой долей вероятности будет поступать в пункт выдачи не в лучшем товарном виде. Как следствие, потребители будут отказываться от такой продукции.
- Отзывы. Тут селлер сможет отыскать недостатки, которые не может выявить самостоятельно. Клиенты считаются самыми лучшими помощниками, которые позволяют повысить качество товара.
- Прямая связь с клиентами. На странице продавца можно выложить номер телефона и порекомендовать звонить по нему в случае появления жалоб и предложений. Такой подход способствует значительному повышению лояльности клиентов. К тому же продавец приобретает возможность получать информацию о проблемах товаров из первых уст. Это помогает ему бороться с негативными комментариями и улучшать качество продукции.
К тому же селлеру важно понимать, соответствует ли изделие своей стоимости. Одежда на фото может выглядеть лучше, нежели в реальности. При осмотре изделия клиент увидит некачественные швы, торчащие нитки и другие дефекты. Все это негативно отражается на проценте выкупа. Иногда наблюдаются отличия в оттенках цветов в реальности и на фото. Потому так важно уделять внимание работе с фотографиями.
Куда жаловаться на онлайн-магазин
В случае приобретения бракованного товара и списании денег за возврат рекомендуется обращаться с жалобой с Роспотребнадзор. Сделать это можно разными способами:
- позвонить по телефонному номеру горячей линии +7 (495) 133-89-96;
- написать сообщение на адрес ведомства – оно начинает рассматриваться в день подачи;
- обратиться через сайт Госуслуг – при этом рекомендуется перейти в раздел «Госуслуги. Решаем вместе».
При составлении жалобы важно правильно указать всю необходимую информацию. При этом требуются следующие данные:
- ФИО;
- почтовый адрес;
- адрес электронной почты;
- телефонный номер;
- название и адрес юридического лица, на которое планируется подавать жалобу.
При этом излагать суть претензии требуется без эмоций, угроз и оскорблений. Также необходимо прикрепить к ней целый ряд документов. К ним, в частности, относят фотографию бракованного изделия, скриншоты, которые свидетельствуют о списании денежных средств, аудиозаписи и видеоролики, касающиеся сути обращения.
Роспотребнадзор рассматривает жалобу в течение 30 дней. Иногда этот срок увеличивают еще на такой же период времени. В таком случае человека заранее об этом предупреждают.
Вайлдберриз представляет собой востребованный маркетплейс, который пользуется популярностью у многих людей. Однако в последнее время гипермаркет несколько изменил правила возврата товаров, сделав эту процедуру платной. Сумма обратной доставки зависит от суммы и процента выкупа. При этом стоит учитывать, что бракованную продукцию можно вернуть бесплатно.