Развитие автомобильной промышленности характеризовалось внешними и техническими различиями производимого автотранспорта на каждом из этапов. Новинки, которые появлялись при внедрении разработок различных производителей, становились историческими вехами в автомобилестроении. Некоторые из моделей оставили неизгладимый след своим внешним видом или техническими возможностями. Многие их характеристики стали использоваться в производстве других транспортных средств.
Легендарные автомобили, творившие историю автопрома
Единичные разработки конца XIX века, которые стали прототипами серийных автомашин, не привлекли к себе внимания, поскольку они были похожи друг на друга большими спицевыми колёсами, а различались методами управления и компоновкой открытого кузова.
Первым массовым автомобилем, который запомнился автолюбителям, стала популярная в начале века, модель «Т», запущенная в 1908 году в серийное производство известной компанией Форд. Её предшественник – модификация «N» (выпускалась с 1906 года) имел ряд недостатков, которые были устранены за два года усовершенствования и позволили создать популярное, надёжное транспортное средство.
Закрытый кузов модели «Т» и автоматический запуск двигателя сделали автомобиль популярным средством передвижения, а не предметом роскоши. На протяжении двух десятков лет (до 1927 года) фирма увеличивала количество реализуемых в разных странах автомобилей.
В 1919 году на мировом рынке появился первый спортивный автомобиль, оборудованный усилителем тормозов, коробкой передач с тремя скоростями, мощным 135-сильным 6,6-литровым двигателем. Этим первенцем стал Hispano-Suiza H6, он развивал скорость до 140 км/ч. Его последующие модификации, разработанные в 1924 году, имели более мощный 8-литровый силовой агрегат и позволяли спорткару разгоняться до 177 км/ч.
В этот же период появилась легендарная модель первого победителя мировых автогонок – Bugatti Tipe 35. Её силуэт и технические характеристики покорили сердца всех автолюбителей начала XX века. Способность преодолевать отметку 200 км/ч и разгоняться до сотни за 6 секунд позволяет и сегодня этому автомобилю выдерживать конкуренцию с современными спорткарами.
Нишу комфортабельных автомобилей для широкого потребителя в 1922 году занял известный производитель автомобилей Lancia. Его новая модель Lambda была оснащена несущим кузовом, что актуально до сегодняшнего дня. Машину оборудовали пружинной подвеской, 4-ступенчатой КПП и плавным ходом. Это сделало авто популярным и востребованным.
В конце 30-х годов прошлого столетия в Америке был создан прототип джипа под брендом Bantam BRC. Его манёвренность и способность быстро перемещаться по пересеченной местности заинтересовали министерство обороны.
Справка! В сентябре 1940 года руководители военных ведомств на совещании решили, что небольшое предприятие American Bantam не сможет выполнить заказ министерства и передало техническую документацию предприятиям Willis и Ford. Именно бренд Willis сделал популярной эту модель, рамная компоновка которой до сих пор позволяет джипам различных размеров легко справляться с бездорожьем.
Середина прошлого столетия была ознаменована появлением таких популярных машин, как американский Cord L-29, французский Citroen Traction Avant, немецкий Volkswagen Kafer. Популярность последнего сделала бренд поистине народным, а модель стала известна под названием «Жук».
Справка! Разработка этой модели осуществлялась Фердинандом Порше по указанию Адольфа Гитлера. Но массовую популярность модель обрела по окончании Второй мировой войны.
Длительность производства этой модели превысила 60 лет, а сейчас продаётся её обновлённая версия – Beetle. Количество выпущенных авто превысило 21 млн. экземпляров. Компоновка машины стала прародителем нового (в те годы) гоночного класса – багги, а платформу использовали для создания мини-фургона и популярного спорткара Порше 911.
Справка! Автор спортивного купе премиум-сегмента Фердинанд Порше дал этому автомобилю собственное имя, а затем создал предприятие, которое до сих пор является флагманом Европейского автопрома.
В это же время на Американском рынке появилась легендарная модель Ford Mustang. Очертания кузова, агрессивный внешний вид, спортивный характер, надёжность этого авто возвысили модель до ранга самых знаменитых и популярных машин в мире.
На протяжении последующих десятилетий XX века никто не смог опередить это купе по популярности, хотя дебют состоялся в апреле 1964 года. Модификации этого бренда до сих пор выпускает корпорация Форд, но значимость первенца и желание быть обладателем «Мустанга» образца 60-х годов будоражит современных автолюбителей до сих пор, особенно при виде раритетной техники.
В середине 70-х годов производители легковушек делали попытки изменения внешнего вида и стиля автомашин. И снова компания Volkswagen отличилась, представив в 1974 году на обозрение публике, тогда ещё 3-дверный Golf. Этот маленький автомобильчик дал имя целому сегменту машин, который был назван гольф-классом.
Следующую революционный шаг сделал Dodge Caravan, который стал первым серийным минивэном. Эта модель открыла новые возможности трансформирования внутреннего пространства салона и позволила машинам этого класса стать многофункциональными.
Ещё один «американец», внёсший важную лепту в развитие мирового автомобилестроения – AMC Eagle. Именно этот универсал, собранный на базе легковой модели Concord, стал первым в длинном списке кроссоверов, которые сегодня обрели популярность. Продажи Eagle стартовали в 1979 году. Отличительной чертой универсала стал передний привод, который применяется не только на кроссоверах, но и на большинстве легковушек.
Учитывая историческую ценность перечисленных моделей, невозможно умолчать о появившихся недавно гибридных автомобилях, первую серийную модель которых стали выпускать японцы – Toyota Prius. Её показатели расхода топлива по экономичности превышают другие авто своего класса в несколько раз, при этом технические характеристики абсолютно не страдают.
И, конечно, популярный в последние несколько лет электромобиль Nissan Leaf. Этот пятидверный хэтчбек открыл новую эру в массовом производстве электротранспорта, дал старт другим производителям машин и возглавил модельный ряд продаваемых электрокаров по популярности.
Важно! Несмотря на экологичность и экономичность, все автомобили с электроприводом имеют ограниченный ресурс, обусловленный сроком эксплуатации аккумуляторных батарей. Это является существенным неудобством, ведь необходима периодическая зарядка штатной АКБ.
Интересные факты из истории автомобилей
Привычные для нас слова из автомобильной лексики «водитель» и «шофер» имеют совершенно одинаковое смысловое значение. Однако в эпоху зарождения автомобилестроения эти два слова характеризовали разных людей, совершавших управление транспортным средством!
Первые самодвижущиеся повозки середины XIX века были оборудованы паровыми двигателями и нуждались в постоянной закладке топлива. Эти обязанности возлагались на шофера, а за направлением и скоростью движения следил водитель. Такие транспортные средства использовались для перевозки больших грузов до 20-х годов прошлого столетия и различие между двумя этими понятиями сохранялось до тех же пор, а со временем – утратило актуальность.
Трудно сейчас утверждать, кто и когда создал первый автомобиль. Известно лишь, что российский учёный тепанович Костович ещё в 80-е годы XIX столетия изобрёл первый бензиновый двигатель с карбюратором для использования в авто.
Первым запатентованным автомобилем стал Motorwagen, серийное производство которого было запущено в 1888 году основателем немецкого автопрома Карлом Бенцем. Сразу после этого стали как грибы расти филиалы и дочерние предприятия, которые занимались сборкой подобных моделей. По принципу «домино» такая тенденция охватила все страны Европы, где происходило становление предприятий, выпускавших первые модели машин.
Немаловажную роль в автомобилестроении сыграла женщина. Именно Берта Бенц, жена основоположника автомобилестроения Карла Бенца, «обкатала» первый автомобиль, проехав на нём больше сотни километров, когда у мужа лопнуло терпение и не хватило выдержки для испытания своего первенца! Подробности этой истории имеют разные интерпретации, но суть дела при этом не меняется.