Специалисты из «БМВ» занимаются не только постоянными проектами новых серийных моделей и бесконечными рестайлингами старых: работа над спорткарами кипит с не меньшей интенсивностью. В этой статье мы расскажем об одном из самых ярких суперкаров, выпущенных баварцами, и имя ему – BMW M1.
Через тернии к пьедесталу почёта — история BMW M1
В 1976 году Йохен Неерпаш приступает к проектировке нового суперкара компании на базе уже имеющихся моделей. К участию в проекте был привлечён именитый итальянский специалист по дизайну Джорджетто Джуджаро. Работы над проектом заняли около двух лет и вот уже в 78-м первый автомобиль М1 явил себя миру.
Справка. В названии модели не обошлось без примитивного символизма: М в аббревиатуре обозначает название работавшего над проектом подразделения компании, а единица означает, что данный автомобиль был первым в своём классе, самостоятельно построенным Неерпашем и его подчинёнными, суперкаром.
Однако ставить производство «на поток» не было нужды: с задачей омологации для попадания в чемпионаты 4-й и 5-й групп вполне бы справились 456 выпущенных «гражданских» экземпляров. Помешало другое: каждый из автомобилей стоил около 100 000 немецких марок, что довольно много по меркам поздних 70-х.
Продажи авто были удручающими, но больше всего ситуацию усугубило то, что из-за длительных доработок и изменений в регламенте Группы 5 «М1» не позволили стать участником гонки. Компания попадала в щекотливое положение…
Найти выход удалось при помощи МФА, которая оформила собственную серию гонок Procar, запускаемую перед этапами всемирно знаменитой «Формулы-1». У BMW получилось сделать эту серию коммерчески успешной, что обеспечило модели достаточный уровень популярности.
В 1979 году М1 повезло выбиться в верхнюю часть таблицы победителей престижнейшей гонки «24 часа Ле-Мана»: суперкар расположился на шестой позиции в заезде. Ещё через два года М1 удалось «втиснуться» в рамки регламента 5-й группы, где она бодро взлетела на вершину лидерского пьедестала.
Как выглядел суперкар из прошлого
Пол из стальных листов, жёсткая рама из квадратных в сечении труб и кузов из «синтетики» и самого современного (на «семидесятые», разумеется) стекловолокна. Если бы у BMW существовал «ползунок» баланса между элегантностью и спортивностью, то в этом случае он был бы полностью сдвинут в сторону второго.
Итальянский дизайнер привнёс в модель много прямых, агрессивных черт, но достаточно бережно отнёсся к «визитной карточке» BMW – решётка радиатора лишь чуть сильнее «сжата», но всё так же с головой выдаёт марку автомобиля даже далёким от автодела обывателям.
Справка. Модные тенденции семидесятых «зацепили» и М1: суперкар получил «складные» фары, прятавшиеся под капот в то время, пока они неактивны.
Особое внимание было уделено тормозной системе и её вентиляции: диски со специальными прорезями в виде звёзд служили для того, чтобы оптимизировать вентиляцию тормозного диска, обеспечив ему постоянный приток воздуха.
Салон М1 не пестрел деревянными вставками, дорогими материалами и лишней электроникой: простота и максимальный аскетизм правили в нём балом. Впрочем, неудобным в обращении суперкар назвать было нельзя: все кнопки и рычаги находились в прямом доступе водителя, а сиденья превосходно подходили для манёвренных и активных режимов езды.
Пожалуй, не стоит описывать огромное количество производственных проблем, с которыми столкнулась компания при выпуске BMW M1: о невозможности уложиться в дедлайны, скандалах с партнёрами из Baur и поиском надёжной «базы» для производства можно написать отдельный материал. Но здесь давайте лучше перейдём к описанию самого большого достоинства М1: двигателя и сопряжённых с ним агрегатов.
Пламенный мотор — технические характеристики
Шестицилиндровый рядный движок объёмом в 3,5 литра выдавал до 277 «лошадей» с максимальным крутящим моментом в 330 Нм. Дополнялся движок пятиступенчатой МКПП. Максимальная скорость этого «юркого зверя» была ограничена цифрой в 265 км/ч. Мощностей движка вполне хватало, чтобы разогнать автомобиль до скорости 100 км/ч ровно за 6 секунд.
Справка. Существовали и турбированные версии М1, которые выдавали до 850 (!) «лошадок» мощности.
Вырывать победу из цепких лап соперника помогали не только мощностные, но и аэродинамические характеристики автомобиля: максимальная обтекаемость позволяла ему тратить меньше энергии на сопротивление воздушному потоку.
Справка. За рулём М1 успели побывать многие легендарные в мире автоспорта личности: в своё время машину опробовали звёзды Королевских гонок Нельсон Пике и Ники Лауда.
В конце концов, непопадание в регламент соревнований и чрезмерные задержки в модернизации подвели и сгубили М1: в 1981 году был выпущен последний автомобиль этой модели. При этом 46 авто из 456 выпущенных являлись гоночными болидами.