Каждая автомобильная компания может похвастаться удачными разработками. Однако лишь единицы достойны выдержать проверку временем и войти в историю. Самым высоким достижением BMW считается мотор серии М30. В нём удивительным образом скомпонованы мощность, комфорт, скорость и спортивные характеристики.
Краткая историческая справка о создании двигателя
Серия бензиновых двигателей изготавливалась с 1966 по 1992 годы. После удачного выпуска BMW Type 115 руководство компании объявило о старте работ по созданию авто, которое бы составило весомую конкуренцию Mercedes бизнес-класса. Если дизайн был утверждён ещё в 1967-м, то с двигателем было всё гораздо сложнее. Об установке тяжеловесного движка с модели BMW 3200 CS не могло быть и речи. Первые эксперименты увеличения рабочего агрегата до 2 литров привели к серийному выпуску моторов М10В20. Однако все понимали, что этого недостаточно.
На помощь пришла история компании. Ещё до войны BMW выпускали 6-цилиндровые моторы для гонок. С этого времени начинается работа по созданию легендарного двигателя.
Конструкция с M10 имела чугунный блок, отличающийся надёжностью и неприхотливостью. Она доказала своё право на существование в 4-х цилиндровом моторе. В сентябре 1968 года мир увидел обновлённую BMW, получившую название «Neue Sechs». В её начинке были движки М30 объёмом 2,5 и 2,8 литра с двумя карбюраторами Zenith по 150 и 170 «лошадей».
В 1968 году состоялась премьера первого купе Grand Touring, вернувшего компанию к самому началу: созданию одновременно шикарных и спортивных седанов. Заслугой в выходе купе считают работу директора по маркетингу Пауля Ханеманна. Это был колоссальный прыжок в сторону производства спортивных болидов. Лучшей рекламой машин в 20-м столетии были победы в различных соревнованиях. Разработка М30 здесь могла продемонстрировать себя во всей красе. Мотор на масляной основе, спроектированный с огромным запасом, в комплекте с надёжным КШМ выдавал хорошие показатели.
В команду по разработке BMW M30 вошёл один из великих дизайнеров мира Вильгельм Хоффмайстер, создавший форму, ставшую классикой.
Модификации
Это устройство легло в основу конструкции многих гоночных болидов компании.
M30B25
Это базовая модель в семействе. Практически сразу она повергла в шок журналистов и экспертов. Мотор легко раскручивался, а отсечка была установлена на уровне 6250 оборотов в минуту. Спортивный характер был достигнут за счёт распредвалов с фазами 272/272 и подъёмом 10.6. Данные показатели не менялись на протяжении всего выпуска. Это самый миниатюрный двигатель. Активно использовался с 1968 по 1975 годы на BMW 5 серии. Основные технические данные:
- объём – 2494 см3;
- мощность – 145-150 «лошадок»;
- система питания – карбюратор;
- примерный ресурс – 300 тыс. км;
- крутящий момент – 210-215 Нм;
- блок цилиндров – чугунный R6;
- головка блока – алюминиевая 12v;
- диаметр цилиндра – 86 мм;
- ход поршня – 71,6 мм;
- уровень сжатия – 9.0-9.3.
Среди недостатков можно выделить большую шумность и холостой ход при холодном пуске. Из-за неудачной конструкции поршня в масляном насосе на холодном моторе на холостых оборотах давление оборота было низким. Поэтому мигающая по утрам лампочка давления масла считается нормой. Эта проблема считается нерешаемой и отнесена к категории заводского брака. Однако она абсолютно не мешает эксплуатации и получению максимально возможного удовольствия от управления транспортным средством.
Это самый миниатюрный двигатель. Активно применялся с 1968 по 1975 годы на BMW 5 серии.
M30B28
Эта модификация использовалась на болидах и седанах 5 и 7 серий. Основные технические показатели:
- объём – 2788 см3;
- мощность – 165-185 л.с.;
- система питания – карбюратор;
- примерный ресурс – 320 тыс. км;
- крутящий момент – 235-240 Нм;
- блок цилиндров – чугунный R6;
- головка блока – алюминиевая 12v;
- диаметр цилиндра – 86 мм;
- ход поршня – 80 мм;
- степень сжатия – 9.0 – 9.3.
M30B30
В этой модификации впервые был установлен впрыск. С помощью конфигурации D-Jetronic мощность мотора поднялась до 200 «лошадей». Интересной особенностью является впускной коллектор. Изначально его проектировали специально для автоспорта и посчитали, что покупателям будет интересно прикоснуться к миру больших гонок. Изделие использовали с 1968 по 1971 год на седанах BMW 5 и 7 серий. Основные технические данные:
- объём – 2986 см3;
- мощность – 180-200 «лошадей»;
- система питания – карбюратор;
- примерный ресурс – 300 тыс. км;
- крутящий момент – 255-275 Нм;
- блок цилиндров – чугунный R6;
- головка блока – алюминиевая 12v;
- диаметр цилиндра – 89 мм;
- ход поршня – 80 мм;
- уровень сжатия – 9.0-9.5.
Карбюраторная модель была создана практически одновременно с инжекторной. С 1976 года устройства Solex Zenith 35/40 INAT заменили на Solex DVF-4A1.
M30B32
Новинка появилась в разгар борьбы за лидерство между BMW 3.0 CSL и Ford, который был главным конкурентом. Этот двигатель стал многократным чемпионом. Позднее, чуть видоизменённым, его стали устанавливать в BMW e3. Основные технические показатели:
- объём – 3210 см3;
- мощность – 197-252 л.с.;
- система питания – карбюратор;
- примерный ресурс – 300 тыс. км;
- крутящий момент – 280-380 Нм;
- блок цилиндров – чугунный R6;
- головка блока – алюминиевая 12v;
- диаметр цилиндра – 89 мм;
- поршневой ход – 86 мм;
- степень сжатия – 7.0-9.5.
M30B34
Далее в отделении BMW Motorsport GmbH проводились разработки по увеличению объёма двигателей. Методом проб и ошибок инженеры во главе с Георгом Тилем нашли идеальный баланс между мощностью и моментом живучести движка. Основные технические условия:
- объём – 3430 см3;
- мощность – 185-252 «лошадей»;
- метод питания – Motronic;
- примерный ресурс – 300 тыс. км;
- крутящий момент – 290-380 Нм;
- блок цилиндров – чугунный R6;
- головка блока – алюминиевая 12v;
- диаметр цилиндра – 92 мм;
- ход поршня – 86 мм;
- показатель сжатия – 8.0-10.
Далеко не каждый мотор может похвастаться таким большим сроком выпуска. BMW М30 использовали на протяжении 28 лет и признали лучшим двигателем XX столетия.
Комментариев нет