Ридер

Brilliance

Прилагательное «китайский» зачастую ассоциируется с плохим качеством. Однако это не более, чем миф. Многие большие известные компании имеют заводы в Азии, ведь это просто выгоднее. Конечно, не все товары из Китая хороши, но и не все плохи. А некоторые вовсе известны лишь в пределах страны. Марку авто «Brilliance» едва ли можно назвать значимой вне азиатского региона. В России на данный момент её вообще нет. Тем не менее, её история достойна быть рассказанной.

Быстрый старт благодаря Тойоте

В 1991 году Ян Жун основал Brilliance Auto Group в китайском городе Шэньян. Главной целью холдинга являлась проектировка и создание легковых авто. Но компания распылялась и на другие сферы. Они занимались и грузовыми машинами, и микроавтобусами, и даже имели собственный инженерно-исследовательский институт. Начинаниям Ян Жуна помогло выгодное сотрудничество.

В первые же месяцы после создания фирмы Бриллианс «спелась» с Toyota Motor. Японцы обучали китайцев, и к 1992 году акции компании уже котировались на бирже. Правда, только на родине. Развитие не останавливалось. Через пять лет после основания, в 1996 году, Brilliance выпустила своё оригинальное авто. Впрочем, ещё не под собственной маркой. Два года спустя они выкупили Ningbo Yuming и Mianyang Xinxen. Одна занималась стёклами для машин, а другая двигателями, соответственно.

Двухтысячный год примечателен выпуском первого автомобиля под маркой Бриллианс. Им стал SY7200 Zhonghua. Через год Toyotа Motor подписала с предприятием договор. По нему Brilliance выпускал пятое поколение тойотовских микроавтобусов Grаnviа, также известных как Granse. А в 2002 Ян Жун сбежал из своей страны в Америку: его обвинили в переводе государственных средств на офшоры. После этого провинция Ляонин экспроприировала контрольный пакет акций фирмы.

Помощь всем нуждавшимся

Бриллианс часто кооперировалась с другими компаниями. В 2003 году они создали совместное с BMW предприятие, начав выпускать их седаны в Китае. Однако продолжалась работа и над оригинальными авто. В 2006 вышел Jinjue M2, который позже был признан машиной года. Тогда же фирма предприняла первые попытки выйти на европейский рынок. Пока что она только «пробовала воду». Настоящее завоевание рынка развернулось лишь несколько лет спустя.

Годом позже Brilliance участвовала в совместном с Porsche, Mitsubishi и ателье Giugiaro проекте. Вместе они создали люксовое купе М3, ориентированное на спорт. Тогда же марка «заглянула» в Россию. Но низкие продажи и начавшийся позже кризис вскоре заставили фирму полностью покинуть страну. Зато в 2008 году одно из подразделений компании получило награду «Национальный технологический центр».

Заграничные провалы

Бриллианс продолжала расти и шириться. В 2009 году у неё появилась новая цель. После неудачной попытки войти на российский рынок китайцы решили штурмовать европейский. Открылось около пятисот дилерских центров. Однако и эта попытка выйти за границу кончилась провалом. Продажи китайских авто шли крайне плохо. К тому же, модель BS6, продававшаяся по нерелевантной цене, провалилась в тестах безопасности. Всё это привело к тому, что в 2010 году компания покинула Европу.

Впрочем, Brilliance всё же сумела укрепиться за пределами своей страны. На данный момент автомобили этой марки распространяются в Египте, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Её планы развития явно включают в себя повторную попытку завоевания европейского сегмента рынка. Недавно фирма вернулась и в Россию с кроссовером Brilliance V5. Производство тоже выходит за рамки Китая. На данный момент оно затрагивает несколько перечисленных выше стран, включая Кореею.

Успех в родных пенатах

Где в Бриллианс всё замечательно – так это на своей исторической родине. С самого основания компания прекрасно  ощущала себя на китайском рынке. Её микроавтобусы обрели весомую популярность и ощутимый спрос. Дочерние предприятия производят некоторые их модели по технологиям Тойота. Именно они служат стране в качестве машин полиции, скорой помощи и другого специального транспорта. Общие годовые объёмы производства Brilliance исчисляются сотнями тысяч.

Несмотря на все неудачи, на данный момент компания живее всех живых. К тому же её история более гладкая, чем у многих конкурентов. По крайней мере, в Китае успех всегда шёл за ней по пятам. Сейчас предприятия  Бриллианс насчитывают несколько десятков тысяч сотрудников. Годовой оборот крутится около цифры в один миллиард долларов. Мало того, это единственные автомобилестроители из Китая, чьи акции присутствуют на Нью-Йоркской фондовой бирже. Brilliance China Auto довольно молоды. Если им удастся вторгнуться на еврорынок – их наверняка ждёт большое будущее.