Ридер

Dodge

Многие известные марки авто прошли огонь, воду и финансовый крах, прежде чем закрепиться на рынке. Многие и вовсе так никогда и не оправились от былых ошибок. Впрочем, это не мешает им держать статус легенды мирового автопрома. Dodge, например, никогда не мог похвастаться размахом Ford или BMW. Однако он всё ещё держится на плаву, несмотря на все невзгоды поддерживая производство культовых моделей машин. Историю именно этой компании я сегодня и расскажу.

От велосипедов до автомобилей

Основали фирму братья Додж – Джон и Гораций. Случилось это в 1900 году, хотя в этой сфере парни работали и раньше. Ещё тремя годами ранее они занимались созданием велосипедов. А их завод первое время специализировался исключительно на деталях для машин вместо полноценных транспортных средств. Перейти на следующую ступень помогло сотрудничество с самим Генри Фордом. Набравшись опыта и денег, в 1913 году братья учредили компанию «Dodge Brothers». Та впитала все технические новшества своего времени, часть из которых была подсмотрена у Ford. Первая машина новой марки не заставила себя долго ждать. Она сошла с конвейера уже в 1914 году.

Тактика братьев Додж была проста и гениальна. Они собирались производить недорогие, но «настоящие» автомобили. Популярные в то время машины Форда, например, хоть и стоили копейки, но создавались ужасно примитивными. А Dodge продавал свои творения всего в полтора раза дороже, зато делал их гораздо качественнее. Успех быстро нашёл компанию. Транспорт у неё закупала даже армия США, что приносило хороший доход.

Конец братьев Додж

Впрочем, достаток ничего не значит перед лицом смерти. Джон и Гораций умирают – первый от пневмонии, а второй от цирроза печени. Наследников у парней нет, только вдовы. Им и переходит всё наследство. Однако ни одна из девушек не имеет предпринимательского дара, поэтому компания терпит убытки. В итоге её продают консорциуму американских банков, что временно улучшает положение. Впрочем, ненадолго. В преддверии экономического кризиса дела у фирмы вновь идут на спад.

В 1928-м Dodge продают восходящей звезде автопрома – Уолтеру Крайслеру. Тогда его компания скупала всех без разбору, пытаясь стать как можно больше. Довольно скоро это аукнулось Chrysler. Кроме того, на производстве автомобили унифицировались, из-за чего Додж начал терять свою уникальность. Хотя в военные годы армия ценила технику этой торговой марки, в частности – лёгкий транспорт повышенной проходимости.

Рождение послевоенных легенд

Как и многие другие компании, Dodge не имела возможности создавать новые авто сразу после войны. Поэтому на рынок отправились старые, немного доработанные модели. Машины, разработанные с нуля, начали выходить только в 1949 году. Среди них был Coronet, который прожил аж до 1976 года. К долгожителям того периода относится и возрождённый в нулевых Dart. Во время создания последнего, к слову, фирма перешла на конструкции с несущим кузовом. Однако два из трёх легендарных творений Додж были ещё впереди.

Первым культовым автомобилем можно считать Dodge Charger. Он был мощным, особенно в спортивной вариации, а его дизайн – это классика ретро. Вышел Чарджер в 1966 году и до сих пор остаётся в модельном ряду. Впрочем, за всё это время Чарджер претерпел значительные изменения и уже едва ли узнаётся. Зато кого отлично помнят до сих пор – так это Dodge Challenger. Эта легенда увидела свет в 1970 году и также производится по сей день. Челленджер стал одной из икон американской культуры. Масл-кар засветился в огромном количестве книг, фильмов, сериалов и даже мультфильмов. Например, его можно увидеть в разных частях «Форсажа».

Антикризисная экономия

Впрочем, легендарные автомобили не спасали материнскую компанию от банкротства. В конце семидесятых Chrysler находился в ужасном кризисе. Он в целом постоянно переживал американские горки в плане финансов из-за беспечных вложений. Но тогда всё обошлось. Боссы убедили государство предоставить помощь, что спасло Крайслер, а вместе с ним и Додж, от банкротства. Однако из плачевного положения нужно было выбираться. Для этих целей компания и выпустила несколько «антикризисных» экономичных машин.

Среди различных Aries, Shadow или Sundance сильнее всего выделился Dodge Caravan. Это был переднеприводный минивэн – ничего особенного для современности. Но тогда он взорвал рынок. Дело в том, что именно Караван можно считать родоначальником миниатюрных вэнов. Конечно, раньше уже предпринимались попытки создать похожий класс автомобилей. Однако прорыв совершил именно Додж. Машина вышла в 1983 году, а через год появился и Renault Espace, определивший развитие европейских минивэнов. В итоге Chrysler выжила.

Третья культовая работа

Ну а спустя ещё шесть лет начинается разработка третьего культового автомобиля марки. Речь, конечно же, о «скоростной Гадюке» — Dodge Viper. По поводу её создания у руководства были сомнения – проект мог не окупиться. Однако новому спортивному авто все же дали зелёный свет. И не прогадали. Прототип стал звездой Детройтского автосалона в 1989 году. После своего официального выхода машина быстро обрела звание культовой, засветившись во многих фильмах и видеоиграх.

С разработкой «Гадюки» компании помогла Lamborghini, тогда ещё находившаяся во владении Chrysler. Автомобиль имел чёткую направленность на производительность. Поэтому изначально его наполнение было спартанским – отсутствовали даже дверные ручки! И это оказалось неспроста. Выпустив модификацию GTS, материнская компания объявила о намерении активно участвовать в спорте. В этом ей и помог Вайпер. Как и две предыдущие легенды, он выпускается до сих пор. Хотя, тут я лукавлю – последнее поколение закончилось ещё в 2017-м, а новое пока не представили. Но сомневаюсь, что Dodge Viper так просто уйдёт с рынка.

Современность под Фиатом

В девяностые и двухтысячные дела у Крайслера вновь медленно пошли на спад. Окончательно добил концерн финансовый кризис 2007-2008-х годов. Компания стояла на пороге банкротства и намеревалась закрывать заводы и торговые точки. Но Dodge удалось спастись благодаря FIAT. Тот выкупил собственность разорившейся фирмы. Додж подвергся ребрендингу и отправился покорять европейский рынок на пару с Jeep. При этом марке сильно сократили модельный ряд.

Сейчас компания располагает всего лишь семью линейками автомобилей, из которых только одна создана позже двухтысячного. Исключая поставленный на паузу Viper, это: Challenger, Charger, Ram, Durango, Journey, Caravan и Neon. Немного, но пока умирать Додж не собирается. В качестве слогана с 2016 года принят многозначительный «Domestic. Not Domesticated». Перевести его можно как «Домашний. Не одомашненный», что отсылает к статусу американской классики и «дикости» автомобилей.