Говорят, что российские машины покупают не чтобы на них ездить, а чтобы их чинить. Шутка, да в ней есть доля правды. Так повелось, что многие отечественные автомобили выходят из строя в несколько раз быстрее иностранных. И особенно сильно по ним бьёт коррозия. Кузов некоторых моделей рассыпается буквально на глазах! Но почему так происходит? Именно в этом вопросе я и постарался разобраться. Как оказалось, причин, почему наши авто ржавеют быстрее иномарок, масса. От плохих материалов до ещё худшей организации – сегодня я расскажу обо всём, что мне удалось узнать.
Прошлое стучится в настоящее
Проблема быстрого гниения корпуса пошла ещё со времён СССР. Взять хотя бы печально известную «Буханку» – УАЗ-452. Половина автомобилистов боготворит транспорт прошлого, а остальные со страстью его ругают. И вот какое дело – обе стороны правы. Просто у одних людей абстрактные «Жигули» сгнивали за год, а у других жили не один десяток лет. И дело было вовсе не в мифической халатности работников.
Корпус автомобиля зачастую делают из прочных, но подверженных коррозии металлов. Например, из стали. Более выносливые в этом плане сплавы алюминия начали применять относительно недавно и не повсеместно. Чтобы защитить стальной кузов от ржавчины, его цинкуют и красят. Однако на территории СНГ с оцинковкой как-то не задалось. Ей подвергались далеко не все детали, да и технология использовалась отнюдь не передовая. Но почему тогда быстро гнила только часть автомобилей?
Всё дело в самой стали. Сырьё никогда не бывает чистым и обязательно содержит примеси. Иногда это вредит, а порой, наоборот, помогает. Судя по всему, на российских заводах одно время использовали руду с малой долей легирующих элементов. Кузова из такого материала ржавели заметно быстрее. Та же история и с краской. Наши составы всегда отставали по качеству и технологичности от иностранных. К сожалению, подобная тенденция сохраняется и сейчас – большинство иномарок на несколько шагов впереди отечественной техники.
Шапочки из фольги
К слову, о мифической халатности. Во многом принято винить злых чиновников и олигархов, «распиливающих» бюджет. Мол, деньги подворовываются и на нормальное производство их просто не остаётся. Не буду напяливать розовые очки – иногда это действительно так, но в целом всё гораздо сложнее и менее очевидно.
Впрочем, экономику я трогать не стану. Просто скажу, что качество итогового продукта складывается из множества факторов. К примеру, оно зависит от заводов. Некоторым предприятиям попросту не хватает оборудования, чтобы внедрять новые технологические процессы. Та же качественная оцинковка «дошла» до нас не так уж и давно. Важно и качество сырья. Иногда закупать хорошие ресурсы может быть попросту невыгодно из-за платёжеспособности аудитории. И так далее и тому подобное.
К чему это я? Да просто глупо винить во всех проблемах кого-то одного. Так же глупо, как и верить, что машины специально делают быстро гниющими, ведь так их будут чаще менять. Товар плохого качества просто не купят, имея выбор и зная о его недостатках. А о картонности отечественных авто уже слагают легенды. Возможно, некоторые предприятия действительно не хотят делать хорошо, но чаще всего они просто не могут лучше.
К слову, не только у нас дела обстоят подобным образом. Часть иностранных компаний вполне осознанно и открыто ставят дешевизну производства выше качества. Спрос рождает предложение, не так ли? Следовательно, даже на технику третьего сорта до сих пор находится свой непривередливый потребитель.
если техника третьего сорта будет в 15 раз дешевле, то да, купить машину отечественного автопрома тысяч за 10-15, чтобы научиться ездить вокруг дома (не дай бог, оказаться на трассе на такой машине), после получения прав вполне оправдано, ведь через год по-любому машине надо на помойку. Но вряд ли производитель согласится продать за 15 тысяч жигули новые, а хотя, цена им никак не больше. Заламывая за бумажное и игрушечное авто более 200 тысяч, покупателя за нос водят, и он верит, что за такие деньги ему дают железное авто.