Ридер
Интернет-зависимость.

Компьютерные программы, воздействующие на психику человека

Человек за компьютером.Развитие компьютерных технологий и распространение интернета оказывает влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей. Повседневный и фактически мгновенный доступ к огромному количеству источников информации в виде различного рода контента — от текстового до интерактивного, не может не воздействовать на человеческую психику, и многие специалисты уже давно задумываются о том, каков именно механизм этого воздействия, и может ли с его помощью осуществляться пресловутое «программирование психики».

Влияние компьютера на психику

Все знают, что долгое времяпрепровождение за экраном монитора может навредить зрению, однако не каждый задумывается о том, к каким ещё проблемам приводит такой вид досуга.

Пренебрежение простыми правилами пользования персональными компьютерами часто приводит к проблемам с суставами, костно-мышечным аппаратом, варикозному расширению вен, проблемам со сном и многим другим, негативно влияющим на общее состояние здоровья человека. Однако всё это – лишь видимая часть айсберга, и зачастую чрезмерное увлечение компьютерной техникой оказывает влияние не только на физическое, но и на психологическое состояние человека. Речь идёт о видах компьютерной зависимости.Интернет-зависимость.

Интернет-зависимость: инфомания и игромания

Современные психологи выделяют две наиболее серьёзные «патологии», связанные с зависимостью от компьютера и интернета:

  • игроманию;
  • инфоманию.

Для того чтобы понять, что из себя представляют оба недуга, необходимо рассмотреть каждый из них в отдельности.

Со времён появления первых компьютерных игр психологи всего цивилизованного мира утверждали, что чрезмерное увлечение ими способно вызвать у пользователей зависимость, по многим характеристикам сходную с зависимостью от алкоголя или наркотиков. Игроманию уже сегодня многие называют бичом современного общества, а в некоторых государствах налажено стационарное её лечение.Игромания.

Фактически то же самое можно сказать и о зависимости от интернет-общения, так называемой инфомании. Пользователю, страдающему от этого недуга, неважно качество информации, которое он получает из сети: ему важно её количество. Сотни и тысячи сообщений как от друзей, так и от совершенно незнакомых людей для такого человека становятся привычной «дозой», получив которую инфоман чувствует себя комфортно и уверенно.Инфомания.

Справка! Инфоман, в отличие от игромана, получает удовольствие от сетевого общения. Игроману же вполне достаточно игры в виде «собеседника», а также предпринимаемых в игровом процессе действий.

На фоне вышесказанного так называемые онлайн-игры, в которых пользователь получает возможность не только играть, но и круглосуточно общаться с другими игроками, видятся самой благодатной почвой для развития обеих болезней. Зависимость от игр или общения в сети можно определить по следующим признакам:

  • необоснованной, нехарактерной для обычного состояния человека радости при получении доступа к сети;
  • раздражительности и злобе при попытках прервать игру или общение;
  • постоянному увеличению проводимого за экраном времени;
  • пренебрежительности, отсутствию эмпатии.

Программы, воздействующие на психику

Даже если не углубляться в эзотерику и особенности возможного гипнотического воздействия различных компьютерных программ на психологическое состояние человека, можно выделить несколько способов воздействия на мозг при помощи программных средств.

С помощью цвета

Многим из школьных или университетских курсов психологии знакома простая методика теста Люшера — испытуемый выбирает из предоставленной ему группы карточек наиболее приглянувшуюся ему по цвету. Опытный психолог по результатам этого теста может сделать немало выводов о личности человека и его психоэмоциональном состоянии. При помощи этого же теста возможно оказать влияние на текущее состояние испытуемого. Если предлагать цвета по определённой программе, можно несколько изменить состояние человека в ту или иную сторону.Воздействие цвета на человека.

Если говорить простыми словами, то цветовая гамма, которая предстаёт взору пользователя на экране, способно пусть косвенно и в небольшой мере, но всё же ощутимо влиять на его настроение и состояние. Грамотно сконструированная видеоигра может влиять на эмоции игрока одним только правильным подбором цвета, не говоря уже о прочих аспектах.

Справка! Эффект от воздействия того или иного цвета на психику человека не может быть однозначным и зависит зачастую от целого ряда условий.

С помощью звука

Ещё со времён Второй Мировой военные учёные со всего мира экспериментируют с природой звука, изучая и используя показатели частоты, тональности, ритма и мелодики для влияния на психоэмоциональное состояние животных и людей. Отличными примерами в этом случае могут послужить:

  • записи аутотренинга;
  • аудиокниги;
  • зачитываемые профессиональными психотерапевтами тексты.

Таким образом, изменять настроение и эмоциональный фон людей возможно и при помощи «игры» со звуком.

С помощью изменения скорости

Эффект лёгкого ошеломления от «перехода в реальность», который испытывал хотя бы раз каждый пользователь, всерьёз увлекавшийся компьютерными играми – это чаще всего последствие изменения скорости внутри игр, в которые он играл. Как показывают исследования, даже небольшое изменение внутриигровой скорости способно вызывать сильнейшую психофизиологическую реакцию в сознании пользователя. Связано это со спецификой устройства нашего мозга, который «настроен» на то, чтобы достигать целей по определённым алгоритмам и в определённом темпе.Скорость в игре.

Посредством изменения модальности

Нейролингвистическое программирование – довольно известная в наши дни наука, и специалисты по ней давно уже привлечены к работе в игровой и компьютерной индустрии. Для последней использование НЛП заключается в том, чтобы размещать в нужных областях экрана необходимые «стимулы» для взаимодействия с пользователем по тому сценарию, который выгоден производителю контента.

В качестве простейшего примера использования НЛП в реальной жизни можно привести следующий: пациент на приёме у дантиста ощутит меньше болевых ощущений, если направит взгляд вверх, так как в этом случае мозг большую часть своих «ресурсов» отдаёт визуальному восприятию. Глаза в этом случае – своего рода переходный пункт, через который, умело используя приёмы НЛП, можно добраться фактически до всех областей человеческого сознания.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментариев нет