Ридер
Интернет-зависимость.

Компьютерные программы, воздействующие на психику человека

Человек за компьютером.Развитие компьютерных технологий и распространение интернета оказывает влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей. Повседневный и фактически мгновенный доступ к огромному количеству источников информации в виде различного рода контента — от текстового до интерактивного, не может не воздействовать на человеческую психику, и многие специалисты уже давно задумываются о том, каков именно механизм этого воздействия, и может ли с его помощью осуществляться пресловутое «программирование психики».

Влияние компьютера на психику

Все знают, что долгое времяпрепровождение за экраном монитора может навредить зрению, однако не каждый задумывается о том, к каким ещё проблемам приводит такой вид досуга.

Пренебрежение простыми правилами пользования персональными компьютерами часто приводит к проблемам с суставами, костно-мышечным аппаратом, варикозному расширению вен, проблемам со сном и многим другим, негативно влияющим на общее состояние здоровья человека. Однако всё это – лишь видимая часть айсберга, и зачастую чрезмерное увлечение компьютерной техникой оказывает влияние не только на физическое, но и на психологическое состояние человека. Речь идёт о видах компьютерной зависимости.Интернет-зависимость.

Интернет-зависимость: инфомания и игромания

Современные психологи выделяют две наиболее серьёзные «патологии», связанные с зависимостью от компьютера и интернета:

  • игроманию;
  • инфоманию.

Для того чтобы понять, что из себя представляют оба недуга, необходимо рассмотреть каждый из них в отдельности.

Со времён появления первых компьютерных игр психологи всего цивилизованного мира утверждали, что чрезмерное увлечение ими способно вызвать у пользователей зависимость, по многим характеристикам сходную с зависимостью от алкоголя или наркотиков. Игроманию уже сегодня многие называют бичом современного общества, а в некоторых государствах налажено стационарное её лечение.Игромания.

Фактически то же самое можно сказать и о зависимости от интернет-общения, так называемой инфомании. Пользователю, страдающему от этого недуга, неважно качество информации, которое он получает из сети: ему важно её количество. Сотни и тысячи сообщений как от друзей, так и от совершенно незнакомых людей для такого человека становятся привычной «дозой», получив которую инфоман чувствует себя комфортно и уверенно.Инфомания.

Справка! Инфоман, в отличие от игромана, получает удовольствие от сетевого общения. Игроману же вполне достаточно игры в виде «собеседника», а также предпринимаемых в игровом процессе действий.

На фоне вышесказанного так называемые онлайн-игры, в которых пользователь получает возможность не только играть, но и круглосуточно общаться с другими игроками, видятся самой благодатной почвой для развития обеих болезней. Зависимость от игр или общения в сети можно определить по следующим признакам:

  • необоснованной, нехарактерной для обычного состояния человека радости при получении доступа к сети;
  • раздражительности и злобе при попытках прервать игру или общение;
  • постоянному увеличению проводимого за экраном времени;
  • пренебрежительности, отсутствию эмпатии.

Программы, воздействующие на психику

Даже если не углубляться в эзотерику и особенности возможного гипнотического воздействия различных компьютерных программ на психологическое состояние человека, можно выделить несколько способов воздействия на мозг при помощи программных средств.

С помощью цвета

Многим из школьных или университетских курсов психологии знакома простая методика теста Люшера — испытуемый выбирает из предоставленной ему группы карточек наиболее приглянувшуюся ему по цвету. Опытный психолог по результатам этого теста может сделать немало выводов о личности человека и его психоэмоциональном состоянии. При помощи этого же теста возможно оказать влияние на текущее состояние испытуемого. Если предлагать цвета по определённой программе, можно несколько изменить состояние человека в ту или иную сторону.Воздействие цвета на человека.

Если говорить простыми словами, то цветовая гамма, которая предстаёт взору пользователя на экране, способно пусть косвенно и в небольшой мере, но всё же ощутимо влиять на его настроение и состояние. Грамотно сконструированная видеоигра может влиять на эмоции игрока одним только правильным подбором цвета, не говоря уже о прочих аспектах.

Справка! Эффект от воздействия того или иного цвета на психику человека не может быть однозначным и зависит зачастую от целого ряда условий.

С помощью звука

Ещё со времён Второй Мировой военные учёные со всего мира экспериментируют с природой звука, изучая и используя показатели частоты, тональности, ритма и мелодики для влияния на психоэмоциональное состояние животных и людей. Отличными примерами в этом случае могут послужить:

  • записи аутотренинга;
  • аудиокниги;
  • зачитываемые профессиональными психотерапевтами тексты.

Таким образом, изменять настроение и эмоциональный фон людей возможно и при помощи «игры» со звуком.

С помощью изменения скорости

Эффект лёгкого ошеломления от «перехода в реальность», который испытывал хотя бы раз каждый пользователь, всерьёз увлекавшийся компьютерными играми – это чаще всего последствие изменения скорости внутри игр, в которые он играл. Как показывают исследования, даже небольшое изменение внутриигровой скорости способно вызывать сильнейшую психофизиологическую реакцию в сознании пользователя. Связано это со спецификой устройства нашего мозга, который «настроен» на то, чтобы достигать целей по определённым алгоритмам и в определённом темпе.Скорость в игре.

Посредством изменения модальности

Нейролингвистическое программирование – довольно известная в наши дни наука, и специалисты по ней давно уже привлечены к работе в игровой и компьютерной индустрии. Для последней использование НЛП заключается в том, чтобы размещать в нужных областях экрана необходимые «стимулы» для взаимодействия с пользователем по тому сценарию, который выгоден производителю контента.

В качестве простейшего примера использования НЛП в реальной жизни можно привести следующий: пациент на приёме у дантиста ощутит меньше болевых ощущений, если направит взгляд вверх, так как в этом случае мозг большую часть своих «ресурсов» отдаёт визуальному восприятию. Глаза в этом случае – своего рода переходный пункт, через который, умело используя приёмы НЛП, можно добраться фактически до всех областей человеческого сознания.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментариев нет

Команда авторов

Валерия Гришина
Валерия Гришина
Копирайтер и контент-менеджер
Олег Датский
Олег Датский
Редактор
Юлия Зайцева
Юлия Зайцева
Автор