Охранной зоной железнодорожного сообщения (железной дороги) называют расстояние от рельсов, полотна или проходящего железнодорожного состава, в сторону прилегающей местности, необходимое для обеспечения безопасного движения поездов. Под термином могут подразумеваться разные нормативные показатели, включая охранную зону, зону отвода и санитарно-защитную полосу по курсу следования составов.
Определение охранной зоны железной дороги
Итак, под термином могут подразумеваться разные фактические определения. Первый – непосредственно охранная зона ж/д полотна.
Охранная зона
Так называют минимально допустимое расстояние от железнодорожного полотна до ближайшего дома. На практике показатель определяет, на каком расстоянии от путей можно строить дом по соображениям безопасности движущихся поездов. Нарушение требований регламента может грозить последствиями в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Ширина охранной зоны регламентируется санитарно-эпидемиологическими нормами, то есть СанПином.
Санитарно-защитная зона
Так называют необходимое расстояние от железнодорожных путей до ближайших строений, выведенное экспериментально и научно с целью обезопасить жизнь и здоровье людей, живущих поблизости от путей сообщения и другой инфраструктуры ж/д сети.
Ширина зоны также регламентируется санитарно-эпидемиологическими нормами. Составлением таких норм занимаются медики-ученые. Ведь еще в 20-м веке исследователи выявили целую россыпь негативных явлений, связанных с железной дорогой, которые могут плохо воздействовать на здоровье человека. К их числу относятся:
- Воздействие силового поля высоковольтной линии электропередачи, необходимой для прохождения локомотивов-электровозов.
- Вероятность взрыва и прочих аварий, схождения поезда с рельсов.
- Эпидемиологическая опасность. В странах бывшего СССР все еще широко распространены поезда с «открытыми» туалетами.
- Скопление мусора вдоль железнодорожного полотна, связанное с нарушением пассажирами поездов правил пользования услугами РЖД и других перевозчиков.
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу локомотивами-тепловозами;
- Воздействие постоянных шумов и вибраций.
Линия отвода железной дороги
Фактически линией отвода является все тот же «пустой» участок земли вдоль путей, выделение которого необходимо с точки зрения безопасности железнодорожных пассажирских и транспортных перевозок, а также безопасности жителей, проживающих в непосредственной близости от путей сообщений. Однако термин имеет другое применение. Он обозначает землю, выделенную под устройство путей сообщения и другой железнодорожной инфраструктуры, находящуюся в государственной собственности.
То есть это не медицинский, а скорее строительный и кадастровый термин. Прописывается площадь и ширина линий отвода в проектно-сметной документации по строительству станций, вокзалов, путей.
Необходимость ограничений
Итак, единого нормативного документа, который бы четко устанавливал необходимый минимум удаления от ближайших строений, инфраструктурных объектов, не существует, что объясняется как разницей в терминологических подходах, так и отличными условиями прокладки полотна. Как правило, необходимый минимум устанавливается при проектировании путей перед строительством на основании особенностей рельефа, площади прилегающего населенного пункта и других параметров.
Как правило, устанавливаются следующие ограничения:
- Для участков СНТ, объектов коммунальной, транспортной и другой инфраструктуры – не менее 50 метров от полотна.
- Для гаражей, жилых домов, частных владений – не менее 100 метров от полотна железной дороги.
Однако установление таких минимумов как таковое – нормальная практика для любого развитого государства. Первые законодательные акты, регламентирующие охранную зону железной дороги, появились еще в СССР. С тех пор эти акты в целом сохраняются и развиваются независимо в национальных республиках на пространствах бывшего СССР.
Устанавливать минимальную удаленность необходимо по причине колоссального антропогенного воздействия инфраструктуры железных дорог на здоровье человека, выраженного в вибрациях, загрязнении воздуха, сильном электромагнитном поле.
Нормы удаленности
Ширина санитарно-защитной зоны не может быть меньше 50 метров – этот минимум прописан в законе. Если речь идет о жилом помещении, то минимум составляет уже 100 метров. Это следует из класса опасности (4-й) железной дороги как инфраструктурного объекта.
Практика установления охранных зон
Однако на практике эта цифра может быть сильно изменена. Так, больше значение имеет предназначение дома или территории. Примерами таких «нюансов» могут быть следующие положения:
- Если речь идет об учреждениях здравоохранения и отдыха, то они не могут быть расположены к путям ближе, чем на 300 метров.
- Если речь идет об учреждениях отдыха и оздоровления для детей, то они не могут быть ближе к железной дороге, чем на 500 метров.
- Частный дом можно построить и ближе, чем в 100 метрах, однако нужно будет доказывать компетентным органам, что сооружение оборудовано дополнительными элементами защиты от вибраций и шумов.
Важно помнить, что участки, находящиеся в санитарной зоне, даже если они находятся в частной собственности, нельзя застраивать самостоятельно. План застройки необходимо предоставлять в компетентные службы, а также в РЖД, чтобы в дальнейшем избежать проблем с государством.
Законодательная база
Уже было отмечено, что под охранной зоной железной дороги могут подразумеваться разные термины. Потому и перечень нормативно-правовых актов, затрагивающих вопрос, обширен. К ним относятся:
- Санитарно-эпидемиологические нормы, в том числе СанПиН 25.083-96.
- Проектная документация строительства.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №126 от 2008 года.
- Земельный кодекс Российской Федерации.