Баварский моторный завод, более известный во всём мире как BMW, за свою богатую историю существования произвёл огромное количество моделей кузовов для своих автомобилей. Каждому новому типу кузова присваивалось цифро-буквенное обозначение, начинающееся с буквы E (от нем. Entwicklung – развитие). В этой статье речь пойдёт об одном из самых узнаваемых кузовов: Е66.
Факты из прошлого
Отправной точкой в истории BMW Е66 можно считать 1997 год, когда на официальной встрече между специалистами по дизайну экстерьера из компании DesignworksUSA и Крисом Бэнглом было предложено спроектировать экстерьер нового автомобиля. При этом стояла задача подготовить не «рядовой» проект, а настоящий «рывок в сфере дизайна», как выразился сам Бэнгл. Из 12 эскизов новой модели в «финал» вышли лишь пять, на основе которых специалисты «слепили» модели из пластилина в масштабе 1 к 1. Сможет ли читатель догадаться, чья работа была выбрана победителем?
Справка! Победил в этом конкурсе будущий главный дизайнер компании «БМВ» Адриан ван Хоойдонк.
Между утверждением проекта Хоойдонка и официальным представлением автомобиля широкой публике прошло достаточно много времени: Е66 явили свету в 2001 году, в рамках премьерного показа на автосалоне в городе Франкфурт-на-Майне. Справедливости ради стоит заметить, что реальная презентация прошла двумя месяцами ранее, в стенах исследовательского центра FLZ, расположенного в Мюнхене.
Справка. Несмотря на разгромную рецензию достаточно авторитетного в широких кругах представителя СМИ, журнала «Тайм», включившего Е66 в список 50 худших автомобилей всех времён, он стал одним из самых продаваемых за всю историю компании. За весь период производства было реализовано около 330 000 автомобилей.
Первыми в продажу поступили «семёрки» 735i и 745i. Уже в следующем году баварцы выпустили удлинённые версии этих моделей, в индекс которых добавлялась литера «L». Колёсная база 735iL и 745iL была длиннее обычной на 140 мм, что позволяло сделать салон авто ещё более просторным и комфортным.
Всё в том же 2002-м производители обновили линейку двигателей: 730d и 740d, которые также пользовались высоким спросом на автомобильном рынке. В 2003 году модельный ряд Е66 пополнили 730i и 760i.
Справка. Одним из самых ценных нововведений того времени для BMW считается система регуляции впускных клапанов Valvetronic, позволяющая не только повысить характеристики движка, но и снизить количество потребляемого топлива и выбрасываемых в атмосферу вредных веществ.
Экстерьер и интерьер
Инновационный для своего времени дизайн BMW Е66 позволил привлечь первое внимание публики, заинтересовать её. Именно на это и рассчитывали производители, проектируя элегантные черты Е66 и добавляя в них резких, спортивных деталей для того, чтобы показать скрытую мощь автомобиля. Как и ожидалось, дизайн «выстрелил», создав вокруг автомобиля ажиотаж и отлично повлияв на продажи.
Строгая роскошь экстерьера незаметно перетекала в не менее строгую и притягательную стилевую картину салона. Автомобиль постарались снабдить всей актуальной для своих лет электроникой, а доступ к ней сделать максимально простым и интуитивно понятным. Особо лестных отзывов владельцев заслуживала регулировка кресел фактически под любую, даже самую габаритную фигуру водителя или пассажира.
В основу деревянных материалов, используемых для отделки салона, легли ясень и чёрная вишня. Электропривод ставился преимущественно только на сиденья водителя и переднего пассажира. За отдельную плату можно было приобрести спортивные сиденья либо сиденья повышенной комфортности. Ассортимент настроек последних поражал воображение. Кроме того, любые сиденья могли иметь режимы обогрева, вентиляции и массажа.
Справка. Базовая комплектация включала в себя наличие шести основных подушек безопасности, а дополнительные передние и задние головные подушки предлагалось приобрести за отдельную плату.
Что касается обшивки сидений, то ассортимент был небольшим, но достаточно хорошо подходящим под салон E66: велюр или кожа в оригинальном цветовом исполнении хорошо гармонировали как с деревом, так и с мягким пластиком салона.
Технические характеристики
Дизель, бензин, лонг-версии, различные опции: выбору клиента, собиравшегося приобрести E66, предлагался огромный ассортимент вариативных параметров. Однако разнообразие встречалось не во всём: трансмиссия на все движки была одна, шестиступенчатая АКПП от ZF, которая в то время была первой в своём сегменте. Режимы езды (автоматический, «задняя», паркинг и «нейтралка») переключались при помощи специального рычага, располагавшегося под рулевым колесом.
Для того чтобы облегчить водителю процесс управления, были предусмотрены:
- система DSC, помогающая повысить устойчивость на скользком дорожном покрытии;
- система DTC, регулирующая пробуксовку ведущей колёсной пары;
- система iDrive.
Функциональность последней стоит рассмотреть отдельно. Тогдашняя iDrive представляла собой небольшой «бортовой компьютер», управляемый при помощи одного-единственного контроллера на центральной панели. Посредством оного водитель мог перемещаться по меню системы, работать с навигацией, бортовыми данными (звучит, будто речь идёт о военном крейсере), климатом и параметрами управления. Кроме того, система работала также с телефоном, имела блок развлечений и функцию BMW Assist.
Справка. iDrive управлялась при помощи операционной системы Windows CE и была разработана специалистами из Siemens.
Ещё одной интересной особенностью Е66 являлось отсутствие у него ручного тормоза в том виде, в котором его привыкло лицезреть большинство автовладельцев. Стояночный тормоз активировался по нажатию специальной кнопки, расположенной на приборной консоли. В случае заклинивания тормозов именно эта кнопка должна была спасти здоровье водителя и целостное состояние автомобиля.
Рестайлинг
Знаковым для Е66 явился и 2005 год. Объёмный рестайлинг коснулся не только дизайна, но и многих технических параметров автомобиля. Так, переработке подвергся дизайн фар, бамперов и радиаторной решётки. Кроме того, на 20 мм приподнялась задняя кромка капота и добавились дополнительные элементы освещения на крышку багажника. Кроме того, Е66 обзавёлся адаптивными стоп-сигналами, интенсивность свечения которых была прямо пропорциональна силе торможения.
Кроме того, была тщательно переработана система iDrive и подвергся модернизации фактически весь ряд движков. Осенью 2005 года свет увидела первая дизельная удлинённая версия Е66 – 730Ld.