Сегодня автомобили крайне редко создаются с нуля. Платформа, конструкция, электроника – всё это кочует от одной модели к другой, видоизменяясь и модифицируясь. Что уж говорить о двигателях. Это сложное устройство использует один и тот же принцип действия уже больше сотни лет. Его лишь всесторонне улучшают. Разве что электродвижки сравнительно моложе и развиваются быстрее, однако сегодня не о них. Звезда этого повествования – агрегат BMW M57, семь раз становившийся «Двигателем года».
Разбор железного сердца
Для начала неплохо было бы рассказать, что именно представляет собой «пятьдесят седьмой». Этот рядный шестицилиндровый движок создали в 1998 году. Платформой разработки послужил предшественник – BMW M51. Питается он только дизельным топливом, оснащён турбонаддувом, технологией впрыска Common Rail и водяным охлаждением. По объёму имеются модели на 2,5, 2,9 и 3,0 литра. Мощность первых версий составляла 184 лошадиные силы.
Позже, в 2002 году, вышло своеобразное «второе поколение» M57 с приставкой TÜ. Она расшифровывалась как «Technische Überarbeitung», то есть «техническая ревизия». Помимо прочих изменений, в нём появился новый турбонагнетатель и охладитель. Затем, в 2005 году, создали TÜ2. Его главным нововведением стала замена материала блока и картера – место чугуна занял алюминий. Выпускался М57 в различных модификациях вплоть до 2013 года.
Куда его заносило
Впервые двигатель M57D30 засветился сразу в четырёх автомобилях BMW. Ими были: четвёртые поколения 5-Series и 3-Series – E39 и E46, третье 7-Series – E38 и первая X5 – E53. Выходили они в 1998-1999 годах. Объём этой версии движка составлял 2,9 литра, тогда как мощность – 184 лошадиные силы.
В двухтысячном вышел M57D25. Сперва его ставили только на автомобили BMW E39 линейки 5-Series. Он был слабее изначальной версии – 2,5-литровый, способный выдать всего 163 «лошадки». Через год он добрался и до Opel Omega B. На этой машине у D25 срезали ещё 13 единиц мощности. В том же промежутке времени улучшенным M57D30 оборудовали БМВ Е38 и Е39. Ему сил, наоборот, поддали, повысив продуктивность до 193 л. с.
Первая техническая ревизия произошла в 2002 году. Она принесла с собой модификации M57D30TÜ и M57D25TÜ. С этого момента на все выходившие в дальнейшем автомобили устанавливались только они. Старые версии на новые машины не заглядывали. D30TÜ засветился в пяти автомобилях БМВ. Ими стали: X5 E53, E46, пятое поколение 5-Series и четвёртое 7-Series – E60/E61 и E65/E66. Кроме них также два варианта устанавливались в BMW X3. Все двигатели TÜ имели лишь один объём – 3,0 литра. Мощность их составляла либо 204, либо 218 лошадиных сил. Ну а 2,5-литровый M57D25TÜ, выдающий 177 «лошадок», побывал только на E60/E61.
На смену TÜ в 2005 году пришёл TÜ2. Разные варианты этого мотора также устанавливались на E65/E66 и E60/E61. Появились они и у X5 E70 с X6 E71, а ещё у пятого поколения 3-Series – E90/E91. Как я уже сказал раньше, все двигатели TÜ2 имели одинаковый объём в 3,0 литра. Мощности же разных обновлений равнялись 197, 231 и 235. Однако помимо этих версий существовала ещё и отдельная – M57D30TÜTOP. Последние три буквы кода мягко намекают на её суть. То есть на топовую мощность этих агрегатов. Создавались они с 2003 по 2013 год. TÜTOP прятались под капотом у E60/E61, E63/E64, E70, E71, E83 и E90/E91/E92/E93. Сила этих чемпионов равнялась 286 «лошадкам».
А как же Range Rover? На него ставился M57 на 177 сил