Чайка, Горбатый и другие: про легендарные автомобили времён СССР

ГАЗ М-20 Победа Автомобили

Любить их или ненавидеть, но автомобили родом из СССР были культовыми. Сначала они проектировались на базе немецких трофейных машин, полученных во время войны. Затем было тесное сотрудничество с итальянскими компаниями. Пускай потрясающего разнообразия тогда не было, но некоторые модели запомнились людям лучше других. Об этих культовых советских авто я сегодня и расскажу.

ЗАЗ-968

Пресловутый «Запорожец» был очень популярен во времена СССР. Его хотел практически каждый советский гражданин. Производился он до 1994 года и ушёл с конвейера только с появлением более современных и технологичных машин. Разработали его на базе американского авто Chevrolet Corvair.

ЗАЗ-968
@Andrew Bone

Автомобиль оснащали двигателем мощностью в 30 лошадиных сил. Для современного человека такое число покажется смехотворным. Однако тогда этого вполне хватало для поездок по городу. В своё время ЗАЗ-968 целиком удовлетворял потребности советских жителей. К тому же он выделялся наличием специальных модификаций, которые позволяли водить людям с инвалидностью.

Позже «Запорожец» неоднократно дорабатывали и модернизировали. Мощность двигателя достигала 45 «лошадок». Улучшалась безопасность, система охлаждения, компоновка приборной панели. Некоторые модели даже имели успех за пределами СССР в Европе.

ГАЗ-13

Этот автомобиль предназначался для элиты Союза. Производство «Чайки» стартовало ещё в 1959 году. В основе её заложена хребтовая рама, от которой идут лучи несущих конструкций. Если сейчас наличие рамы считается архаичным решением, то тогда это было шагом вперёд. У предыдущей модели ГАЗ-12 кузов был несущим, что создавало множество проблем.

ГАЗ-13
@peterolthof

Салон «Чайки» выполнен в светлых тонах. Внутри много свободного пространства, установлено панорамное лобовое стекло. Расстояние между дверьми составляет полтора метра. Автомобиль отличает отсутствие центральной консоли, что ещё сильнее повышает вместимость передних сидений. Дизайн авто был вдохновлён премиальными американскими моделями марки Packard.

Оснащён ГАЗ-13 восьмицилиндровым 5,5-литровым двигателем на 195 лошадиных сил. Он способен развивать скорость до 160 км/час, а сотню берёт за 20 секунд. Это впечатляющие характеристики для своего времени. Существовала и модификация ГАЗ-13Д, которая была ещё мощнее.

ГАЗ М-20 Победа

Учитывая название, несложно догадаться, в честь чего создавалось это авто. Оно проектировалось ещё во время войны. Инженеры советского союза пытались найти решение, которое позволит создать очень дешёвый, шустрый и удобный автомобиль. В целом им это удалось. В пятидесятые ГАЗ М-20 был самым инновационным и люксовым авто во всей стране.

Под капотом у него располагается двухлитровый двигатель мощностью в 50 лошадиных сил. Этот автомобиль стал первым в СССР, использующим напряжение аккумулятора в 12 вольт. Подобная мощность позволяла усилить эффективность работы ламп и вентиляторов салона. Особенность также заключается в том, что стартер активируется не от ключа, а от педали внутри салона.

ГАЗ М-20 Победа
@Sergey Rodovnichenko

Чтобы снизить износ деталей, которых тогда остро не хватало, предусмотрена специальная система смазки. Каждые 1000–2000 километров нужно было провести профилактику практически всех элементов машины. Неудобно, спору нет. Зато автомобиль служил дольше.

ГАЗ М-20 также был первым авто в СССР, на которой разместили багажник. До этого чемоданы или сумки стояли в салоне или на специальном креплении позади автомобиля.

Москвич 412

Это авто создали в 1977 году. Оно быстро приобрело «спортивную» известность за счёт особенности устройства двигателя. Тот и сам по себе выжимал 100 лошадиных сил. Однако кроме того имел простор для модификаций. За счёт этого Москвич получил огромную популярность за границей. Фактически он был одной из самых экспортируемых машин за историю СССР.

Москвич 412
@Serge Zykov

В Москвиче тоже чувствуется влияние США: присутствие плавников, наличие топливно-заправочной горловины сзади, тонкий руль. У ключа зажигания была интересная особенность: если повернуть его налево, то запускался магнитофон. Тот, в свою очередь, был оснащён собственным динамиком и возможностью демонтажа при помощи специального второго ключа.

Оцените статью
Ридер
Добавить комментарий