Ридер
ГАЗ ГЛ1 в движении.

Каким он был − первый гоночный автомобиль СССР

В предвоенные годы − до тридцать восьмого − автомобили для участия в гонках в СССР собирались исключительно энтузиастами, практически «на коленках». За границей дела шли намного успешней и активней. Там имелось отлаженное серийное производство. Для молодой страны Советов настоящим прорывом стал первый автомобиль гоночного класса − ГАЗ ГЛ-1.

История создания первого гоночного автомобиля СССР

В тридцатые годы в Советском Союзе наблюдалась острая нехватка машин спортивного класса, даже несмотря на то, что руководством страны был намечен курс полной автомобилизации как армии, так и всей промышленности в целом. В стране организовывалось множество автомобильных кружков, да только средства передвижения у участников подобных клубов отсутствовали.

Справка! Случился даже вполне курьёзный случай. В мае 1938 года на подаренном американском серийном автомобиле лётчик Михаил Громов, практически превзошёл скоростной рекорд Советского Союза, развив скорость в 141,565 километра в час. Он даже не готовился к соревнованиям, машину не дорабатывали перед гонками. Результатом этого случая стало постановление правительства, запрещающее участие иностранной техники в спортивных соревнованиях.

Очевидной стала нехватка у автомобильных клубов спортивных автомобилей отечественного производства. Необходимо было учитывать и пожелания руководства армии, планировавшего при помощи подобных клубов подготовить достаточное количество технически грамотных военнослужащих. Решение этой проблемы руководство партии поручило автомобильным заводам, а также НИИ, специализировавшмся на автомобильной технике.

В ходе работы над решением поставленной задачи Горьковским автомобильным заводом был разработан автомобиль ГАЗ ГЛ1. Конструкция машины была предложена Евгением Агитовым. У него были весьма незначительные возможности, но всё же удалось сконструировать автомобиль, успешно конкурировавший с разработкой сотрудника НАМИ В.И. Ципулина, который обладал превосходной базой для создания новых концептуальных образцов автомобильной техники.ГАЗ ГЛ1.

В качестве базы для советского спорткара был использован актуальный на то время ГАЗ М1. Он был основан на американском Ford-V8–40 и серийно выпускался с 1936 года. Это было отличной идеей и выгодно отличало автомобиль Агитова от других проектов, которые базировались на уже устаревшем ГАЗ-А. К сожалению, отечественные инженеры не смогли воссоздать фордовский V-образный двигатель и пришлось установить мотор отечественной сборки. Это был аппарат на четыре цилиндра, он позволял развивать 50 «лошадей». Прототипом ему служил силовой агрегат Ford-BB.

Внешний вид ГАЗ ГЛ-1

На раме ГАЗ М1 закрепили открытый кузов, лишённый крыльев, на два человека. Дверей не было, как и фар, зато имелось аэродинамическое крыло. Внутри салона было неимоверно тесно.

Чтобы водитель ощущал себя хоть немного комфортней, для его левого локтя предусмотрели в борту выемку-ложемент. Про штурмана никто даже и не подумал − для него выемку не предусмотрели. Лобовое стекло имело такую конструкцию, что от ветра защищало лишь водителя. Дизайн капота и радиаторной решётки был скопирован с ГАЗ-М1.

Все остальные элементы разрабатывались специально для этой машины. Отечественные инженеры уже в те дни были осведомлены об аэродинамике автомобиля. Именно поэтому кормовая часть получила столь специфический вид, повышающий на большой скорости обтекаемость.ГАЗ ГЛ1 в движении.

Чтобы снизить общий вес конструкции, на машину поставили девятнадцатидюймовые колёса от ГАЗ-А, имевшие малый вес и спицы. Шины были сделаны из мягкой резины. Подвеску изменять не стали − оставили её на прежних полуэллиптических рессорах. Весил автомобиль тонну.

На машину поставили серийный «движок» от ГАЗ-М1, имевший четыре цилиндра и экспериментальную головку блока цилиндров. Её позаимствовали у «Форда». Двигатель форсировали, увеличив обороты коленчатого вала, клапаны сделали большего размера и сжатие топливной смеси было повышено. Кроме того, мотор оснастили двумя карбюраторами, трубы коллекторов впуска и выпуска получили полировку внутренней части. Благодаря этому двигатель увеличил количество собственных лошадиных сил.

На суд широкой публики первый гоночный болид страны Советов был представлен в 1938 году на первомайском параде. Уже в октябре тридцать восьмого испытателем А. Ф. Николаевым на нём был достигнут скоростной рекорд в 132 километра в час, а спустя месяц этот показатель был увеличен до 147,84 километра в час.

Разработки спортивной версии ГАЗа не свернули − было решено улучшить результат. В 1940 году над машиной основательно поработали, подвергнув её, как сейчас модно выражаться, рестайлингу.

Внешность автомобилю кардинально изменили. На него установили радиаторную решётку от ГАЗ-11–73, имеющую более обтекаемый вид. Заменили капот. Самое примечательное, что появилось во внешнем облике − необычной формы крыша. Кузов был изготовлен вручную. Материалом для его изготовления был выбран дюралюминий.

Справка! Вид авто получился более чем футуристический, своей красотой оно вполне могло состязаться со спортивными машинами современности. Кузов с его плавными обтекаемыми линиями и кормовая часть приплюснутой формы были не только уникальными − они в совершенстве демонстрировали аэродинамическую теорию Агипова.

Девятнадцатидюймовые колёса обзавелись колпаками-обтекателями. Но самым эпатажным элементом дизайна являлся колпак округлой формы, скрывающий водителя. Обзор открывался через выгнутое лобовое стекло. Дверей автомобиль не имел, и доступ в салон осуществлялся через люк, проделанный в крыше. Штурманское место убрали, чтобы снизить вес машины. ГАЗ ГЛ1 обновлённый.

Технические характеристики

После рестайлинга на автомобиль установили мотор от ГАЗ-11А с шестью цилиндрами. На нём имелась экспериментальная головка блока цилиндров и два карбюратора. Двигатель развивал мощность в сто лошадиных сил. Его вес возрос на семьдесят пять килограммов.

Оснащался автомобиль механической коробкой передач с тремя ступенями. Имелась муфта для лёгкого переключения. Сцепление было сухое с одним диском. На ведущем мосту установили две конические шестерни, имевшие спиральные зубья. Мост располагался над рамой, а не под ней. Тормоза были колодочные, их  механический привод распределялся на все колёса. Подвеска имела продольные полуэллиптические рессоры, оснащённые гидравлической амортизацией.

ГАЗ ГЛ1 в гонке.

Технические параметры:

  • длина автомобиля – 4195 миллиметров;
  • ширина автомобиля – 1710 миллиметров;
  • высота автомобиля – 1480 миллиметров;
  • ширина колёсной базы – 2785 миллиметров;
  • нагруженный вес – 850 килограммов.ГАЗ ГЛ1 рекорд.

Прошедший модернизацию автомобиль выехал из ворот Горьковского завода в сентябре 1940 года. Он возглавил колонну автомобилей. В этот же день Аркадий Николаев установил всероссийский скоростной рекорд на километровой дистанции, развив в процессе движения скорость 161,87 километра в час. А уже 24 сентября он с места развил скорость в 101,408 километра в час, установив новый рекорд на дистанции в километр.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментариев нет