Решив приобрести автомобиль, на семейном совете решают: какой тип кузова выбрать, чтобы и красиво было, и солидно, и соседи обзавидовались. Мало кто при этом вспоминает о важном критерии транспорта – практичности.
Ведь если у автомобиля будет большой вместительный багажник, туда и детская коляска войдёт, и покупки из супермаркета поместятся, и всей семьей можно отправиться в далёкое путешествие или на отдых к морю. Но несмотря на видимое преимущество универсалов, россияне не спешат приобретать эти удобные машины, предпочитая совершенно другие модели.
Что такое универсал
Универсал представляет собой слегка переделанный седан, в котором пассажирский салон объединён с грузовым отделением. При этом крыша продлена до задних габаритов, а сзади автомобиль оборудован для удобства дополнительной дверью.
Не путайте его с хетчбэком, у которого задняя стенка скошена, как у седана. Хотя некоторые рассматриваемые нами модели тоже могут похвастаться срезанным задним свесом. А о том, что это не хетчбэк, свидетельствует удлинённый багажник. Некоторые называют подобную конструкцию лифтбэком.
С недавних пор в европейском законодательстве появилась норма, требующая разделения салона и багажника сеткой. Такое новшество призвано защитить пассажиров от получения травм перевозимыми грузами во время ДТП.
Обычно у универсала складываются все ряды сидений, кроме первого, чтобы сделать багажник как можно просторнее. Задняя дверь может открываться набок или быть двустворчатой. Есть модели с возможностью открывания сзади окна. Встречаются и такие, у которых крыша багажника завышена по сравнению с кабиной.
Немного истории
Пик популярности универсалов пришёлся на 50-е годы прошлого столетия. В Северной Америке как раз начали развиваться пригороды и возрос спрос на вместительный и удобный транспорт. Дошло до того, что такой вид кузова устанавливался практически у половины выпущенных в то время машин.
Но в середине 80-х годов им на смену пришли минивэны и внедорожники, так что покупать машины с длинным багажником стали значительно реже. Посодействовало забвению такого типа кузова и американское законодательство, установившее нормы выбросов и расхода топлива для различных классов авто. Минивэны тут же были объявлены лёгкими грузовиками, что сделало их выпуск экономически выгодным. А производство универсалов постепенно сошло на нет.
В Европе особого ажиотажа они никогда не достигали. Универсалы использовались исключительно как семейные авто, а также для перевозки мелких грузов.
В Советском Союзе универсалы преимущественно работали как грузовые средства передвижения, находя широкое применение в народном хозяйстве. В качестве семейного транспорта практически не рассматривались. Было время, когда ГАЗ «Волга» были переоборудованы под «скорые помощи» и использовались для доставки больных в лечебные учреждения.
Новое – это хорошо забытое старое. Присмотритесь внимательно к машинкам класса suv. Они вам ничего не напоминают? Да-да, это старые добрые универсалы в современной интерпретации, хотя их и выделили сейчас в отдельную категорию.
Данные статистики
Статистика – вещь упрямая. И судя по результатам автопродаж, россияне по-прежнему дистанцируются от универсалов, предпочитая покупать другие конфигурации кузова. Так, в 2019 году изъявили желание приобрести «Ладу Ларгус» всего 43,1 тыс. водителей. Тогда как седан «Лада Гранта» выбрали 135,8 тыс. потребителей.
Если вернуться ещё на один год назад и рассмотреть статистику продаж, то вырисовывается такая картина. 126,2 тыс. сограждан в 2018 году приобрели новые универсалы. В тройку лидеров вошли Lada Largus, Lada Vesta и Lada Kalina. Далее по убыванию следуют такие марки: Kia Ceed, Ford Focus Wagon, Lada Granta, Renault Dokker, Peugeot 3008, Volkswagen Caddy и Subaru Outback.
Это при том, что только владельцев Kia Rio в стране насчитывается 752 тысячи. Всего 39 % автолюбителей останавливают свой выбор на седанах, 28 % покупают хетчбэки, 23,5 % предпочитают приобретать внедорожники.
Почему универсалы в немилости
Почему же россияне так не любят универсалы? Ведь в качестве семейных автомобилей лучшей альтернативы не найти. По-видимому, всё дело в менталитете.
Куда приятнее колесить на почти спортивном хетчбэке или престижном седане, чем на вместительном, но выглядящем как сарай, автомобиле. Многие считают, что на такой машине можно только картошку с огорода возить, поэтому отдают предпочтение другим видам кузова.
Кое-кого отпугивает длина полугрузовой машины. Мол, 4,5 м не поместится в гараж, да и припарковаться на такой оглобле в мегаполисе не всегда возможно. Но при этом прикупают 5-метровую Тойоту Камри, от которой в хозяйстве очень мало толку. Зато красиво!
Так что если хотите приобрести практичный семейный автомобиль, не гонитесь за понтами, а думайте, прежде всего, об удобности и делайте выбор в пользу универсала.
Узнайте также, почему с российских дорог исчезли американские тягачи.
Lada Vesta SW — огонь универсал! Skoda Superb Tour — безбашенная машина…… и таких масса, просто до них нужно дорасти чтобы они начали нравиться!
Всё дело в цене. Универсалы — дорогие машины.
Скорее, в моде на кроссоверы. По мнению многих, лучше купить этого громадного непрактичного монстра.
а может, просто потому, что универсал нафиг не нужен??? Многим же машина нужна по работе зад возить или с девушками покуролесить, даже если один-два ребёнка в семье, часто универсал не актуален, зато кузов седана более жесткий по сравнению с универсалом (ну физика и сопромат, что поделать), прослужит дольше, да и безопаснее, если кто в зад догонит…
Я например, для себя исключительно универсалы к покупке рассматриваю, но жене лучше хетчбэк куплю: и пошопиться, и припарковаться, где с местом не ахти. А мне возить часто инструмент, запчасти, пиломатериалы, потому длина нужна со сложенным задним рядом минимум полтора метра, но мне удобнее вообще задний ряд не складывать, а сняв подголовники просто положить сверху на багажную полку груз, — обычно это распиленные пополам листы фанеры, — в универсал ваз 2111 ложатся идеально, но часто длины не хватает, потому думаю либо ларгус на будущее купить, либо старый мондео универсал, или что-то такое.
Я хотел универсал и конкретно Ларгус, но в октябре 2017 в автосалоне Ларгус стоил 520 000. А Гранта лифтбэк (с самым удобным багажником) 440 000. Думаете, с такой разницей я остался поклонником Ларгуса? Так что статья притянута за уши…
Ларгус это корабль, интерьер, правда, на троечку. А Лада Гранта это, слов нет, балалайка.
При чём здесь тип кузова универсал и лифтбэк? И как можно сравнивать Ларгус и Гранту? Разные автомобили, которые покупают для разных целей разные люди.
«Ларгус — хорошая машина», — слова, сказанные пожилым автослесарем, работающим в гарантийной мастерской LADA-центра, в 2014 году.
Ларгус — это рабочая лошадка. Не для понтов, а для хозяйства, для семьи.
Россия — это немного дальше, чем МКАД. Приедь в Сибирь или на ДВ. Здесь чуть ли не каждый второй — универсал.
А я бы взял универик, Короллу, к примеру, или делали бы WV Джетта универсал его бы, до Пассата не потяну цену.
Универсал дороже! И комплектация подсовывается подороже, вот и весь сказ, производители сами виноваты. Я взял Гранту седан из-за того, что просто не было лишних 100 тыс.
Для дома,для семьи универсалы удобнее.По длине автомобиля одной марки,что седаны,что универсалы одинаковы.После седана я доволен универсалом.