Альфа Ромео 75 – одна из самых удачных моделей миланского автоконцерна, выпускавшаяся в течение 7 лет, и завоевавшая достаточную популярность у автолюбителей. Помимо Европы, флагман компании «Альфа» поставлялся и на американский рынок под именем «Милано».
Появление на свет миланского флагмана
Рождение Alfa Romeo 75 связано с насущной необходимостью выпуска замены модели «Джульетта», вышедшей на рынок в 1977г., и успевшей к середине 80-х несколько устареть. К этому времени «Джульетта» уже пережила три рестайлинга, и возможности для её дальнейшей модернизации были практически исчерпаны. В свете растущей конкуренции со стороны мировых автогигантов, прежде всего, японских и американских, миланскому концерну требовалось срочно предоставить избалованному потребителю что-то новое.
Этой новинкой суждено было стать 75-й модели. Цифровая нумерация в данном случае не была связана, как обычно бывает, с какими-либо техническими характеристиками или порядковыми номерами разработок. В данном случае 75 – это дань памятной дате, 75-летнему юбилею компании: фирма «Альфа Ромео» была основана в 1910г. в Милане как производитель авто спортивного и премиум класса. Новая модель «Альфы» была представлена на суд широкой публике в мае 1985г.
Экстерьер
На рынок новая флагманская «Альфа» поставлялась в единственном варианте кузова – 5-местном четырёхдверном купе. Разработкой дизайна 75-й модели занимался конструкторский коллектив под руководством Эрманно Крессони, легендарного итальянского автодизайнера. Эрманно всю свою жизнь отдал работе на «Альфе», с 1970-х годов возглавляя «Центр стиля» компании. Цель перед дизайнерами стояла непростая: создать автомобиль с выраженным спортивным обликом, но в то же время сохранить присущий моделям «Альфы» свой оригинальный стиль. Команде Крессони с успехом удалось решить данную задачу, совместив дизайнерские традиции «Альфы» с ярко выраженным спортивным обликом нового авто.
В результате получился достаточно стильный спортивный флагманский седан, но без чересчур выраженной агрессии. Профиль кузова был спроектирован в довольно популярной в 70–80-е годы форме так называемого ударного клина. Горизонт профиля плавно понижался от кормы к переду машины, вызывая ассоциации с припавшим на передние лапы перед прыжком хищным зверем. Такая затаённая экспрессия придавала внешнему облику 75-й модели больше «спортивности», чем всякие спойлеры, обвесы и прочие автоаксессуары.
Анфас 75-я модель также выглядела несколько клинообразно – более широкая кормовая часть, и плавное сужение к капоту. Дизайнеры постарались учесть все новые веяния автомобильной моды и при оформлении лицевой части машины. Фары на новый флагман «Альфы» были установлены вошедшей тогда в моду прямоугольной формы. Впервые подобная форма была применена на «Джульетте» и на последней версии «Альфетты». На ней прямоугольные фары заменили традиционную для альфовских авто круглую оптику.
В остальном лицевое оформление новой флагманской модели Крессони решил оставить без изменений. Это позволило сохранить тот оригинальный внешний вид, характерный для Альфа Ромео второй половины ХХ века. Обновлённый модельный ряд миланских авто по-прежнему оставался узнаваемым благодаря радиаторной решётке с частыми горизонтальными полосами. Поверх решётки закреплялся хромированный треугольный щит – геральдический символ «Альфа-Ромео».
Интерьер
Внутреннее убранство автомобиля, как и экстерьер, создавалось с явным упором на спортивный имидж автомобиля. Всё довольно лаконично, хотя и не без претензий на премиальность. Достаточно отметить наличие двухплоскостной регулировки руля, что само по себе необычно для авто середины 80-х. Другая новинка, впервые испробованная «Альфой» на своих машинах, это настоящий бортовой компьютер.
Конечно, компьютер 75-ки значительно отличается по набору функционала от современных компьютеризованных автосистем, но опять-таки для своего времени это было не просто новинкой, а казалось чем-то из далёкого будущего. «Бортовая ЭВМ», несмотря на свою кажущуюся современному автолюбителю примитивность, исправно диагностировала многие неполадки. Необходимость долить технические жидкости, заменить перегоревшие датчики, лампы оптики – всю это информацию исправно выдавал встроенный компьютер.
Сиденья флагманской Alfa Romeo 75 достаточно удобные, анатомической формы с хорошей боковой поддержкой, что ещё раз подчёркивает спортивную направленность автомобиля. Другая отличительная черта этой модели – добротная шумоизоляция салона. При средних оборотах внутри абсолютно тихо, и лишь при наборе скорости начинает явственно проявляться шум работающего двигателя и шуршание шин по трассе.
Среди прочих особенностей интерьера можно подчеркнуть необычное расположение кнопок электрических стеклоподъёмников передних дверей. Клавиши подъёма боковых стёкол располагаются на потолке, над лобовым стеклом. Поэтому без предварительных познаний о внутренней анатомии 75-й модели, можно решить, что опция подъёма/опускания стёкол в этом автомобиле вообще не предусмотрена. Бардачок открывается также довольно оригинально – крышка его не откидывается как у всех других автомашин, а из недр лицевой панели выдвигается наружу коробочка, подобно ящику комода.
Другая особенность управления 75-й «Альфой» состоит в подрулевом рычаге. Сказать, что он мультифункционален, это ничего не сказать. На него сведено управление дворниками, включение-отключение сигналов поворота и фар. При этом если ближний свет включается поворотом закреплённого на рычаге колёсика, то для включения дальнего потребуется нажать на торцевую конечность этого самого рычага. Соответственно, при механической поломке подрулевого рычага, авто остаётся без большей части жизненно необходимых функций.
Технические характеристики
Alfa Romeo 75 стала последней моделью в линейке заднеприводных автомобилей, выпускаемых миланским автоконцерном. Пришедшая ей на смену 165-я модификация, как и все последующие, окончательно перешли на передний привод. Отличительной чертой модели следует признать практически идеальную сбалансированность весовой нагрузки между передней и задней осью. Передняя подвеска представляла собой своеобразную комбинацию торсиона с амортизаторной стойкой. А вот на задней оси была использована сложная и дорогостоящая система амортизаторов «Де-Дион». Выбор подобного варианта объяснялся необходимостью сбалансировать нагрузку на оси, и оптимизировать управляемость автомобилем.
На базовых модификациях 75-й «Альфы» применялась 5-ступенчатая механическая коробка, устанавливаемая в задней части машины. КПП соединялась с дифференциалом. Эта система была позаимствована создателями 75-й модели у культового немецкого спорткара Порше-911. На корпусе МКПП устанавливались и задние дисковые тормоза. Подобное расположение коробки передач продиктовало и особую конструкцию всей трансмиссии авто.
Коленвал двигателя был напрямую присоединён к кардану, который шёл по центральному туннелю в днище машины, и вращался со скоростью узлов двигателя. Во избежание возникновения вибраций во время движения, а также для предотвращения повреждения КПП и двигателя, все соединения трансмиссии были выполнены в виде эластичных муфт. В первый год производства Альфа Ромео 75 была представлена на рынке четырьмя версиями, различающимися установленными на них двигателями:
- бензиновый 1,6-литровый 110-сильный;
- бензиновый 1,8-литровый 119-сильный;
- бензиновый 2-литровый 128-сильный «Твин Спарк»;
- турбодизель объёмом 2 литра и мощностью 95 лошадей.
Специально для американского рынка миланскими автопроизводителями была создана модификация, оснащённая турбонаддувом и катализатором. Установка катализатора была насущной необходимостью, так как все экспортируемые в США автомобили должны были оснащаться данными устройствами в соответствии с принятым законодательством. Версия, разработанная для североамериканского авторынка, получила название «Милано», и внешне отличалась от стандартной 75-ки видоизменёнными бамперами.
Эта версия производилась в ограниченном количестве на протяжении 4-х лет, и была снята с производства в 1989г., как нерентабельная. «Милано» не смогла выдержать конкуренции за завоевание американского рынка с высоконадёжной и недорогой продукцией бурно развивающейся японской автомобильной индустрии. Все основные технические характеристики самой распространённой базовой модели с 1,6-литровым карбюраторным двигателем представлены ниже:
- объём двигателя – 1,57 л;
- мощность – 110 л.с.;
- число оборотов – 5800 в минуту;
- крутящий момент – 146 H на метр;
- полная масса – 1,48 т;
- дорожный просвет – 12 см;
- КПП – 5-ступенчатая механическая;
- размер колёс – R-13 дюймов, 180/75 мм;
- расход топлива в смешанном цикле – от 8,9 до 9,4 л на 100 км;
- максимальная скорость – до 180 км/ч;
- разгон от 0 до 100 км/ч – 10,7 с;
- подвеска – независимая пружинная.
Тюнинг
На протяжении своей 7-летней конвейерной жизни Альфа Ромео 75 неоднократно подвергался заводскому рестайлингу. В погоне за местом на европейском и американском рынке, тюнинговались как внешность авто, так и внутренности 75-ки. Первый рестайлинг базовой модификации был произведён только в 1989г., когда небольшому обновлению подверглась передняя облицовка кузова.
В этом же году была выпущена очень редкая версия 75-й Альфы – Lusso. Эта модификация оснащалась непривычным для Европы того времени мощным 3-литровым мотором. Годом ранее, на Женевском автосалоне миланскими производителями был представлен концепт Альфа-75 Sportwagon. Позднее он лёг в основу 156-го Спортвагена. К концу 1989г. все модели «Альфы», оснащённые 1,8-литровыми двигателями, стали оснащаться катализаторами.
Это сделало их экологически чище, но «съело» 2 лошадиных силы мощности.
В 1991г., незадолго до снятия модели с конвейера, в производство была запущена тюнингованная версия «Лимитед Эдишн», оснащённая 2-литровым двигателем Twin Spark. Эта модель использовалась для участия в спортивных гонках, проводившихся среди автомобилей класса D. В качестве основного пилота команды Альфа Ромео на них выступал знаменитый гонщик Николло Ларини.
Подробней о двигателях
Самыми мощными двигателями, за всё время выпуска 75-й модели «Альфы», выделялись американские версии. Так, «Милано» предлагался автолюбителям из США с 2,5 и 3-литровым V-образным двигателем разработки Бассо. Созданный специально для экспортной модели 1,8 л 150-сильный двигатель, получивший заводское наименование «Америка», и снабжённый турбонаддувом и катализатором, особой популярностью у американцев не пользовался. Здесь сказалась врождённая любовь жителей США к большим габаритам авто и мощным моторам. В итоге в 1989г. «Альфа» прекращает выпуск всех версий «Милано» из-за коммерческой неэффективности проекта.
У европейских модификаций к базовым четырём вариантам силовой установки (1,6, 1,8, и два 2-литровых) в 1987г. прибавился 2,5 л инжекторный агрегат, и 3 л «Бассо». Все дальнейшие обновления моторов сводились к оснащению уже имеющихся вариантов инжекторами, катализаторами и турбонаддувом. Производство автомобиля 75-й серии было окончательно прекращено в 1992 году, когда на смену ему пришёл новый флагман Альфа Ромео 155.
Отзывы владельцев
Согласно отзывам владельцев Альфа Ромео 75, автомобиль у миланских конструкторов получился весьма добротный, хотя и не лишённый некоторых оригинальностей. Причём эти «оригинальности» одни автолюбители отмечают со знаком «плюс», а другие – с «минусом». Одни отмечают отличную управляемость и удобство салона. Другие считают, что расположение приборов управления автомобилем можно было бы и довести до ума. В частности, часто ругают близкое расположение друг к другу педалей, неудобное место установки магнитолы, скученное расположение всех дополнительных функций управления на одном подрульном рычаге.
Однако, в целом, эта модель «Альфы» собирает гораздо больше положительных отзывов, чем негативных. Свидетельство этому – успех, который имела эта модель у европейских покупателей. Всего за 7 лет производства было поставлено на рынок 187 тысячей единиц 75-ки различных модификаций. Автоэксперты абсолютно согласны с положительными отзывами владельцев Альфы 75, признавая её одним из лучших европейских, и даже мировых, спортивных седанов второй половины 1980-х годов. По многим характеристикам миланское авто превосходило своих ближайших конкурентов в этом сегменте рынка – BMW-325, Ниссан Максима, Мерседес-190.