Двигатель БМВ М10

БМВ М10 BMW

Двигатель БМВ М10 пользовался большой популярностью и демонстрировал отличные технические показатели. По времени выпуска это настоящий рекордсмен. Его продолжали выпускать, пока на смену не пришёл БМВ М40. Далее рассмотрим особенности модели и его модификации.

Краткая историческая справка о создании двигателя

Четырёхцилиндровый двигатель SOCH выпускался довольно длительный промежуток времени: с 1962 по 1988 год. Его разработчик – инженер и автогонщик Alexander von Falkenhausen. Первоначально он предложил 1-литровый 4-цилиндровый мотор, который предлагалось использовать для 700-й модели. Эта разработка так и не поступила в цеха. Однако главные идеи его дизайнерского решения нашли применение в движке «нового класса» — M10.

БМВ М10

Необыкновенно выигрышный конструктив был составлен для 114-го кузова тем же инженером. В 50-х годах прошлого столетия ему доверили создать малолитражный мотор на 1,3 л. Однако он прекрасно осознавал, что для будущих целей амбициозной фирмы этого недостаточно. Поэтому было решено остановиться на 1,5 л. Сконструирован М10 был в 1958 году. Новый двигатель имел объём от 1,499 л до 1,990 л, так как планировался с определённым запасом. В паре с двумя карбюраторами, впрыском горючего и технологией Turbo он демонстрировал неплохие показатели.

За годы производства было выпущено около 3,5 млн силовых агрегатов в различных модификациях.

Изначальное название двигателя – M115, причём последние два числа представляют объём движка в 1,5 л. В дальнейшем его неоднократно переименовывали и присваивали кодировки. Название М10 окончательно закрепилось лишь в 1975 году. Рассматриваемый тип является одним из самых удачных в ралли, начиная с European Touring Car Championship. Также его использовали в Формуле-2, Deutsche Rennsport DTM. В соответствии с принципами FIA он был турбирован Полом Роше. Далее установку применили и в Формуле-1, что привело в 1983 году Нельсона Пике и Brabham к победе. Совсем немного моторов, которые разрабатывались для дорожных авто, могут похвастаться такими показателями. Рост мощности вырос в 20 раз: с 75 л. с. до 1500 л. с. Движок BMW S14 для первой БМВ M3 был сконструирован на этом блоке.

Модификации

Конструкционные особенности мотора отличаются простым исполнением и надёжностью. В основе – блок на 4 цилиндра из чугуна и головка из алюминия. Клапанная крышка и коллекторы сделаны из металла. Газораспределительная система состоит из 8 клапанов и распределительного вала с цепным приводом. 4 л масла наполняют ступенчатый поддон. Охлаждение вентилятора осуществляется за счёт вискомуфты. Корректировка зазоров клапанов ГРМ осуществляется с помощью винтов. Искра на свечи по проводам поступает от распределителя зажигания.

БМВ М10

Движок может работать на любом масле и износоустойчив. Масляный насос стоит в поддоне и работает с помощью однорядной цепи от коленвала. Установку выпускали в различных объёмах: 1,5; 1,6; 1,8; и 2 л. Наибольшую популярность получил 1,8 л мотор.

Интересно, что на «Москвич 412» установлена точная копия БМВ M10. Их применяли для ряда востребованных авто немецкого бренда того времени: 1962-1977 гг. – BMW 1500/1600/1800; 1975-1983 гг. 3-Series E21; 1972-1981 гг. 5-Series E12; 1965-1976 гг. – 2000/2002; 1982-1987 гг. 3-Series E30; 1981-1987 гг. 5-Series E28.

Рассмотрим модификации М10 для пятой серии:

  • М17. Объём – 2 л, 115 «лошадей». Использовался на BMW 520 (Е12).
  • М64. Объём – 2 л, 125 л. с. Применялся в BMW 520i (Е12).
  • М118. Объём – 1,8 л, 90 л. с. Устанавливался на BMW 518 (Е12).
  • М10 В18. Объём – 1,8 л, 101 л. с. Предназначался для BMW 518 (Е12), 518 (Е28), 518i (Е12, Южная Африка), 518i (Е28), 518 (Е28).

Самая распространённая проблема с двигателем БМВ М10 заключается в том, что со временем блок цилиндров трескается. Щёлки могут доходить до рубашки охлаждения, в результате чего антифриз попадает в масло и это повышает износ соприкасающихся поверхностей. Основная причина – неправильный момент затяжки или перегрев. Найти устаревший блок в хорошем состоянии – сложная задача. Быстро выходит из строя механизм регулировки тепловых зазоров клапанов. Это приводит к слышимому неприятному звуку и скорому износу деталей ГРМ. Инжекторный мотор может и вовсе не запуститься, если не функционирует пусковая форсунка. Износ пары «кулачок-рокер» ведёт за собой деструктуризацию закона перемещения клапана и в дальнейшем разрушение рокера.

БМВ М10

Моторы с большими пробегами страдают разрушением коренных и шатунных вкладышей. Большинство проблем возникают по причине старости, а не их хитроумной конструкции.

Даже один окислившийся контакт М10 версии не даст ей включиться во время запуска мотора. Ведь расходы воздуха боятся хлопков в воздушный тракт. Может произойти изгиб лопасти расходомера. Вследствие этого педали акселератора во время нажатия могут заклинить. Поэтому момент зажигания стоит особенно проконтролировать. Сложности с карбюратором обнаруживаются по причине неправильной регулировки и износа уплотнителя. Стоит опасаться повышенной температуры, несмотря на то, что головка двигателя недлинная.

Двигатель считают прародителем бензинового мотора Bayerische Motoren Werke.

За годы своего выпуска двигатель БМВ M10 стал настоящей легендой и рекордсменом. Многие опытные автолюбители с тоской вспоминают времена, когда именно эта установка находилась под капотом их машины.

Оцените статью
Ридер
Добавить комментарий